Парадокс: жителей многоквартирных домов призывают актив нее участвовать в управлении своим жильем, но стоит собственникам проявить инициативу или, не дай Бог, принять решение об ухо де из под опеки нерадивой управляющей компании, начинается настоящий прессинг коммунальщиков. «Право на самоопределение» люди вынуждены отстаивать в судах, властные и правоохранительные органы при этом, как правило, стоят на стороне управленцев.

Дом советов
Летом 2011 года в доме по проспекту Ленинского комсомола, 11 в числе первых в Ульяновске начали проходить общие собрания собственников по выбору совета дома и его председателя.

– Несмотря на то, что по закону выборы кандидатов в совет дома должны проходить открыто, при общем обсуждении, выдвижении и голосовании жителей, с оформлением протокола собрания жильцов, наша управляющая компания самостоятельно внесла в бюллетени свои кандидатуры, – говорит житель дома Евгений Русанов. – По подъездам ходили работники ЖЭУ-7, УК и, ссылаясь на требование закона, просили проголосовать за предложенных людей. На очное собрание назначенные члены совета дома не пришли, однако после заочного голосования появилась выписка из протокола общего собрания, в которой указано, что большинством голосов избраны списком совет дома и его председатель.

«Усомнившись в честности таких выборов, старшие по подъездам провели письменный опрос жильцов и подсчет голосов. Выяснилось, что данные были подтасованы», – говорится в письме жителей дома на имя главы Ульяновска Марины Беспаловой.

В феврале 2012 года жители дома обратились в районную прокуратуру с требованием признать выборы совета дома недействительными. Провести проверку было поручено полиции. В августе 2012 года прокуратурой выявлен факт волокиты со стороны сотрудников ОД ОП №2 УМВД по Заволжскому району. Еще через три месяца прокурор района вынес постановление о полном удовлетворении жалобы и установил, что отказ полиции в возбуждении уголовного дела необоснован, поскольку «имеются все основания для удовлетворения заявления». Впрочем, никакой реакции со стороны УМВД, говорят жильцы, нет до сих пор.

Отношения жильцов с назначенным «сверху» советом дома не заладились с самого начала. «С 2011 года председатель Айзетова ни разу не встречалась с жителями дома на собрании и не проводила работу по разъяснению проблемных вопросов по ЖКХ», – говорится в письме жителей дома в городской комитет ЖКХ. Последней каплей, по словам жильцов, стал отказ Айзетовой в ответ на просьбу отчитаться о проделанной за три года работе. Результатом недоверия к Айзетовой со стороны жителей стало проведение собрания по выбору нового совета дома и председателя. Однако УК при помощи опытных юристов смогла через суд отменить результаты голосования.

Последующие попытки провести общее собрание заканчивались неудачей во многом изза действий УК и комитета ЖКХ (10 процентов жилья в доме муниципальное), который выступает на стороне управленцев.

Уйти нельзя остаться
Жители дома по бульвару Фестивальному, 17, недовольные работой своей управляющей компании, решили пойти дальше и выбрать другой способ управления.

В марте 2013 года жильцы организовали общее собрание, по итогам которого решено расторгнуть договор с УК и изменить способ управления многоквартирным домом на ТСЖ «Фестивальный, 17». Это было доведено до УК и оформлено в письменном виде. Но сдаваться без боя руководство компании не собиралось.

– В течение года УК предпринимала множество самых невероятных попыток для дискредитации принятого большинством собственников решения о создании ТСЖ. Клевета, открытые оскорбления, оболванивание жителей, угрозы – вот далеко не полный «джентльменский» набор действий управленцев, – говорит жительница дома Нина Козлова. – При всем при этом на стороне УК активно выступал и продолжает выступать комитет ЖКХ города, который показал откровенное нежелание передавать управление домом в руки собственников помещений.

В итоге свое «право на самоопределение» жильцы дома вынуждены были отстаивать в суде. 5 марта 2014 года Арбитражный суд Ульяновской области вынес решение поддержать исковые требования ТСЖ «Фестивальный, 17» и обязать управляющую компанию передать в течение семи дней с момента вступления решения в законную силу документацию на жилой дом для управления им.

Дмитрий Минаев