85 лет назад в Симбирской губернии началась коллективизация. Живых свидетелей процесса становится все меньше, а участников – и вовсе не осталось. Тем большую ценность приобретают сохранившиеся следы той эпохи.

Памятник трактору
В центре села Новая Малыкла Новомалыклинского района находится единственный в области памятник трактору. Первому советскому трактору Владимирского тракторного завода марки «Универсал-2». На бетонный пьедестал его возвели 25 октября 1969 года в ознаменование 40-летия коллективизации района.
Как отмечают в департаменте культурного наследия министерства искусства Ульяновской области, новомалыклинский «Универсал» ВТЗ – подлинный трактор, проработавший на полях области около десяти лет. Принадлежал он созданной на станции Якушка в 1929 году Якушкинской МТС, которая оказала решающее влияние на ход коллективизации в Новомалыклинском районе.
При открытии памятника в нишу пьедестала под мемориальной доской была вложена капсула с посланием, которое начинается так: «Нашим наследникам – людям XXI века». В послании описаны показатели тружеников сельского хозяйства района, которых им удалось достичь к 40-летию коллективизации,’ приведены имена передовиков сельского хозяйства.
По словам районных властей, в последние годы больших усилий стоит сохранить железный трактор от вандалов и охотников за металлами. И все же некоторые детали трактора, видимо, утрачены безвозвратно – неизвестные срезали металлическое сиденье, отломили фары и выхлопную трубу. Сохранить то, что еще осталось, поможет включение памятника в реестр памятников истории и культуры России. Для этого в департаменте намерены организовать государственную историко-культурную экспертизу объекта.

Обобществление женщин
Процесс коллективизации в нашей области нашел свое отражение и в творчестве писателя Андрея Платонова. В 1930-е годы Платонов по заданию редакций газет и журналов писал очерки о ходе коллективизации. Много ездил по стране. В 1930-1931 годах не раз бывал и в Ульяновской области.
Интерес писателя на ульяновской земле, главным образом, был связан с Чердаклинской и Якушкинской МТС. Известно, как минимум, о двух репортажах, написанных Платоновым из Ульяновской области – «За большевистского счетовода в колхозе» и «По Заволжским МТС».
Понятно, что в газетах того времени публиковались материалы, рассказывающие «о процессе становления советской власти» под строго определенным углом. Вот и в приходе коллективизации авторам нужно было находить лишь положительные моменты как для страны в целом, так и для каждого конкретного ее жителя. «За кадром» оставалась реакция сельчан на принудительную запись в колхозы, которая не всегда совпадала с задачами партии.
В дневниках Платонова сохранилась запись о бунте в селе Средний Сантемир. По свидетельству писателя, людей в татарском селении подняли муллы, выступившие против «обобществления» крестьянской собственности. Последней каплей,переполнившей чашу терпения сельчан, при этом стали активно распространяемые старейшинами слухи о грядущем обобществлении женщин. «Средний Сантемир, колхоз «Путь Ленина» – восстания. Классический пример сочетания правого и левого уклонов. Перегибщики обобществляли кур, а муллы говорили, что и жен обобществят. Процесс перегибного обобществления все увеличивался, чем доказывал в глазах даже бедноты «справедливость» мулл. На основе кур муллы подняли массы. Восстания в двух селах. Это дало дрожь по всему району. Было это в марте… Население против МТС, против колхоза, против советской власти. Ходят толпами. Все враз вышли из колхоза. Осталась лишь номинальная группа бедняков и комсомольцев. МТС не сдалась: она послала тракторные отряды под охраной в эти бушующие села. В трактористов начали бросать топоры. Одного поранили. Директора избили. Трактора все же вспахали. Настроение изменилось: пахота отличная. Куриный вопрос разрешился машиной. Курица не сумела склевать трактора», – записал в дневнике Платонов.
Позже детали из дневников всплывали в литературных произведениях Андрея Платонова. Литературоведы обнаруживают их в произведениях «Ювенильное море» и «Котлован». К примеру, одна из сделанных в Ульяновске записей Платонова «Когда у кого рождаются дети: у вальщиков в сентябре и т.д.» находит свое отражение в «Ювенильном море», где Умрищев рассуждает на эту тему: у гробарей дети рождаются весной, у вальщиков – среди лета, у шоферов – зимой.
Дмитрий МИНАЕВ