В Ульяновске продолжается целенаправленное уничтожение зелени. Вслед за строителями и бизнесменами топоры начали затачивать энергетики – Ульяновский филиал ОАО «Волжская ТГК» направил в администрацию города заявку на вырубку 237 тополей и 507 кустарников на проспекте Созидателей. Происходящее на прошлой неделе обсуждалось на заседании региональной экологической палаты.

«Превратили город в черт-те че!»

Судя по всему, энергетики в очередной раз все хотели сделать «потихому». Во всяком случае, о планах по сносу более двух сотен деревьев и полутысячи кустарников на проспекте Созидателей (на участке от проспекта Академика Филатова до проспекта Дружбы народов) ни слова не было сказано на городском экосовете 3 апреля. Хотя, как утверждают экологи, заявка Волжской ТГК была направлена еще в марте, а за несколько часов до заседания экосовета горадминистрацией был подписан акт обследования зеленых насаждений на проспекте, фактически разрешающий их снос. Речь, правда, шла уже о 217 тополях и 507 кустарниках.

Не оказалось этого вопроса и в повестке дня заседания областной экопалаты 4 апреля. Его удалось включить по настоянию защитников зелени, и даже пригласили представителя энергокомпании, заместителя директора филиала Игоря Журавлева.

Как пояснил Журавлев, в ближайшее время энергокомпания планирует начать строительство восточного вывода ТЭЦ-2, задействовав при этом законсервированную тепломагистраль по проспекту Созидателей. Трубы, проложенные почти 40 лет назад, посчитали энергетики, нуждаются в замене. Но мешают деревья.

В ходе обсуждения представитель ВоТГК отметил, что альтернативные пути прокладки тепломагистрали возможны, но обойдутся энергокомпании значительно дороже, а это приведет к росту тарифов на отопление. Возмущение экологов вызвали закрытость процедуры согласования сноса деревьев и спешка, с которой продавливается нужное энергетикам решение. «Волжской ТГК» не было представлено проекта производства работ, поэтому неясно, есть ли необходимость именно в таких работах, почему нужно сносить именно такое количество деревьев?

Вовсе не рассматривался вариант подкопа, повреждающего корни, но сохраняющего деревья.

Впрочем, даже если необходимость сноса деревьев и кустарников будет обоснована и доказана, нет никакой уверенности, что ВоТГК выполнит свои обязательства по восстановлению утраченной зелени. Члены экопалаты вспомнили, как энергомонополист проводил ремонтные кампании в предыдущие годы, в частности, на улице Минаева, где после замены теплотрассы двухгодичной давности нет ни травинки, не то что дерева.

– Здесь я поддерживаю экологов, – обратился к Журавлеву замглавы Ульяновска Петр Столяров. – Вы до сих пор не восстановили места раскопок по проспекту Ульяновскому, 20, улице Минаева, 2, хотя протоколы о необходимости завершить работы мы направили еще осенью прошлого года. Вы засыпали траншеи строительным мусором и заявляете, что это – благоустроительные работы. Требуем восстановить улицу Карла Маркса, которую вы испохабили.

Ваши заплатки не нужны. Вы уже превратили город в черт-те че!

По итогам обсуждения было решено создать рабочую группу с участием представителей ВоТГК, членов экопалаты, независимых экологов, местных жителей, которая должна будет досконально разобраться в вопросе и принять совместное решение, которое бы минимизировало экологический ущерб от планов энергетиков.

«Зеленая конституция» не работает

Впрочем, как показывает жизнь, для того чтобы погубить деревья, совсем не обязательно получать в горадминистрации разрешение на их снос. На заседании экопалаты привели пример строящегося торгового центра «Спартак» на месте одноименного стадиона на перекрестке улиц Минаева и Железной дивизии.

– Ранее застройщик добивался сноса уцелевших деревьев вокруг новостроя, но, учитывая протесты горожан, горадминистрация решила отказать заявителю. Тогда строители стали делать все, чтобы деревья погибли сами – их обрезали так, что они покрылись грибами, чахнут, – рассказала известная в городе защитница зелени Наталия Лазарева.

Городские экологи констатируют: принятое в прошлом году Постановление правительства Ульяновской области №271, названное «зеленой конституцией» региона, фактически не исполняется. К примеру, забыта норма, согласно которой запланированное к сносу дерево должно обозначаться соответствующим аншлагом, а информация об этом – заранее размещаться в СМИ.

Члены экопалаты представили проект поправок в 271-е постановление, которые бы установили ответственность за каждое конкретное нарушение. Кроме того, экологи предложили узаконить обязательные полосы защиты из зеленых насаждений при строительстве капитальных объектов, запретить обследование деревьев зимой, когда невозможно определить, живы они или нет, разграничить функции заказчика и исполнителя работ по озеленению (сегодня в Ульяновске чаще всего это одно лицо). Крайне неудачный опыт массовых посадок деревьев (по статистике выживает лишь 30 процентов саженцев) вынуждает применять административный регламент, предписывающий исполнителю ухаживать за саженцами в течение первого года (за лиственными породами) и двух лет (для хвойных). Также предлагается выдавать разрешение на снос деревьев при строительстве только при наличии утвержденного проекта объекта, что делало бы невозможным снос дополнительных деревьев по ходу строительства.

Много претензий у защитников зелени вызывает и так называемая формовочная обрезка деревьев, которая производится в городе. Впрочем, не только у них. На одном из совещаний в облправительстве губернатор Сергей Морозов поинтересовался у представителя «Городского центра по благоустройству и озеленению», по какой технологии производится обрезка, но тот не нашел, что ответить. В итоге было решено временно приостановить выдачу разрешений на эти виды работ.

Дмитрий Минаев