Желая раздавить оппонента и угодить тем самым власти, политолог Андроник Мигранян, кажется, крупно ее подставил.

Профессор Московского института международных отношений (МГИМО) Андрей Зубов опубликовал статью, в которой подверг критике действия России в Украине в целом и в Крыму в частности. Включение Крыма в состав России он сравнил с действиями Германии, присоединившей перед второй мировой войной чешскую область Судеты, населенную в основном немцами, и Австрию. Вот за эту аналогию Мигранян, известный в России в 90-е годы и исчезнувший с политической арены в 2000-е, и набросился на Зубова. Статья его злая, даже злобная, направлена не столько против взглядов Зубова, сколько против него лично, и содержит немало оскорблений. Но интересна в ней, собственно, не эта бесноватость, а то, как политолог характеризует Адольфа Гитлера.

«Думаю, – пишет Мигранян, – что историку (Зубову. – Ред.), да еще и обремененному степенями, следовало быть более аккуратным в своих оценках того, что на самом деле происходило в немецкой истории. Нужно отличать Гитлера до 1939 года и Гитлера после 1939 года и отделять мух от котлет. Дело в том, что пока Гитлер занимался собиранием земель, и если бы он… был бы славен только тем, что без единой капли крови объединил Германию с Австрией, Судеты с Германией, Мемель с Германией, фактически завершив то, что не удалось Бисмарку, и если Гитлер бы остановился на этом, то остался бы в истории своей страны политиком высочайшего класса».

Мигранян, к слову сказать, выпускник МГИМО и также является его профессором. То есть, вероятно, слышал, что до 1939 года Гитлер изгнал из Германии массу людей, не подходивших под его человеконенавистническую идею о чистоте арийской крови. Среди изгнанных были знаменитый ученый Альберт Эйнштейн, гениальный писатель, лауреат Нобелевской премии Томас Манн, заклейменный фашистским режимом как «национал-предатель», и много других.

Гитлер задолго до 1939 года проповедовал необходимость уничтожения русского народа как этноса, чтобы освободить жизненное пространство для третьего рейха.

Статья Миграняна напечатана в газете, которая без одобрения верхов не сделает и полшага, и непонятно, какую цель преследовала эта публикация панегирика Гитлеру.

Проглядели поворот? И как же быстро забыли, каким чудовищем Гитлер еще недавно был не только в глазах населения СССР и России, но и всего мира, включая Германию. И забыли это в преддверии 70-й годовщины победы над фашизмом, когда часть победителей еще жива.

Живы и многие из тех, кого война оставила без отцов, а зачастую и без матерей – круглыми сиротами, росшими на картофельной кожуре и желудях, если удавалось их найти.

Дальше опус Миграняна можно было бы не анализировать, но коснусь еще одной только гнусности, адресованной в нем Андрею Зубову.

Мигранян пишет, что в конце 80-х во время карабахского кризиса Зубов был советником Андрея Сахарова и Галины Старовойтовой, выступавших за право живущих в Нагорном Карабахе армян на самоопределение, почему же крымчанам-то Зубов в этом, дескать, отказывает? Взяв за правило передергивать факты, Мигранян верен этому правилу и тут.

Нагорный Карабах, как известно, провозгласил независимость от Азербайджана, однако решения о приеме Карабаха в состав Армении не было.

Прошло больше 20 лет, но Карабах по-прежнему живет как бы сам по себе – в Азербайджане, но без него, с Арменией, но вне ее.

40 лет существует непризнанная республика Северный Кипр, населенная турками. Турции, оккупировавшей в 1974 году эту часть средиземноморского острова, ничего не стоит объявить о ее присоединении, но она этого не делает. Напротив, юг и север Кипра все ближе к идее вернуться в состав одного государства, и турки здесь куда большие энтузиасты, но сопротивляется пока греческий юг. Не идут к Крыму и аналогии с краем Косово, отделившимся от Сербии. Косово граничит с Албанией, и большинство его жителей – албанцы, но о воссоединении «разъединенного народа» речь не идет ни в Албании, ни в Косово. Еще меньше подходит пример испанской области Каталония, рвущейся провести референдум о самоопределении, только не о выходе из состава Испании, а о большей самостоятельности в финансовых вопросах. То же и в случае с французским островом Корсика.

Все эти примеры, как Карабах Миграняна, притянуты к крымской ситуации за уши, и уж историк-то Зубов знает это не хуже таблицы умножения. Впрочем, и таблицу умножения, вероятно, скоро отменят, как МГИМО отменил профессора Зубова, который за его ненацистскую статью уволен с работы.

Юрий Кашинский