Закон об оптимизации учебных и культурных учреждений, принятый Госдумой 23 апреля 2010 г., одобренный Советом Федерации 28 апреля и подписанный Президентом РФ 8 мая 2010 г., до сих пор домокловым мечом висит над всеми образовательными и культурными учреждениями страны.
К нему чуть не ежегодно добавляются всевозможные поправки, но от них суть закона не меняется. Различные министерства, стремясь быть впереди планеты всей, рьяно выполняют указы первого лица России. В итоге по школам, особенно сельским, этот закон проехался, как грейдер, «оптимизировав» их в пустые помещения, не приносящие никакой пользы, а только висящие на балансе муниципалитетов. Хотя новый закон указывает, что как при ликвидации, так и при реорганизации школы должна быть проведена оценка последствий. Раньше эта норма была включена в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка». Сейчас ее перенесли в закон «Об образовании». При каждом случае реорганизации образовательного учреждения необходимо создавать специальную комиссию, которая, взвесив все риски, вынесет свой вердикт. Это касается только муниципальных образований, в которых численность населения превышает сто человек. Если в селе проживает меньше сот-ни людей и имеется своя школа, то в этом случае решение принимает народный сход.
Еще четыре года назад министр образования Ульяновской области Екатерина Уба в одном из интервью отчитывалась, что «по поручению Сергея Морозова наше министерство готовит проект постановления о создании специальной согласительной комиссии при губернаторе, которая будет утверждать план модернизации и реорганизации сети учебных заведений. В комиссию войдут представители муниципальных образований области, правозащитники, педагоги и родители. Кроме того, будут разработаны четкие критерии, на основе которых будут приниматься объективные и взвешенные решения о реорганизации той или иной школы».
Комиссии созданы. Но как-то однобоко. Например, комиссия, которая принимает решения по реорганизации школ в Чердаклинском районе, состоит из 9 человек, из них пятеро – чиновники из управления образования.
Кстати, о Чердаклинском районе. На прошедшем заседании Законодательного собрания Ульяновской области именно он стал главной темой обсуждения. Точнее, не сам район, а 10 школ, которые, по некоторым данным, собираются оптимизировать и благодаря этому пополнить казну региона на 155 миллионов рублей. Ну и заодно якобы улучшить качество образования. В министерстве образования и науки области уверяют, что все риски просчитываются, от нововведений никто не пострадает. Ссылаются на демографическую яму и нецелесообразность того случая, когда учитель преподает предмет не тридцати ученикам в классе, а, скажем, пяти. По их мнению, качество образования от этого падает. И будет намного лучше, если по нашим дорогам будет курсировать школьный автобус, перевозящий учеников из одного села в другое. Вот только не учитываются ни качество наших дорог, ни состояние автотранспорта, который будет возить детей по колдобинам и превратится в кучу хлама через сезон-другой.
Чиновники уверяют, что пока беспокоиться не о чем. Обещают подойти к процессу модернизации школ со всей присущей им ответственностью, просчитать экономические риски и обоснования. Говорят, что найдут место для каждого педагога, оставшегося без работы, и только после этого начнут процесс реорганизации.
Министерство образования и науки в свою очередь клянется, что никакой разнарядки на закрытие определенного количества школ нет. Преследуется лишь одна цель – повышение качества знаний и баланса финансовых затрат.