Стоимость минимального набора продуктов питания в России с начала года возросла на 7,7%. Индекс потребительских цен в марте в России возрос на 1% к февралю и на 2,3% с начала года, говорится в материалах Росстата.
По мнению ряда экспертов, в марте у ритейлеров иссякли товарные запасы, и в России начался этап удорожания именно импортных продуктов. Сегодня оно составляет 15%. Рост цен на продовольственные товары во многом спровоцирован ослаблением курса рубля.
С начала года росли цены в основном на продукты питания. По данным Росстата, овощи и фрукты за два месяца подорожали, соответственно, на 15,4% и 5,2%, рыба и морепродукты – на 2%, масло и жиры – на 1,2%, молочные продукты, сыр и яйца – на 1%, хлебобулочные изделия и крупы – на 0,6%, на столько же выросли в цене шоколад, сахар, мед и джем, а мясо и продукты его переработки стали дороже на 0,4%.
В конце марта стоимость минимального набора продуктов питания в расчете на месяц в среднем по России составила 3080,4 рубля и по сравнению с предыдущим месяцем увеличилась на 2,7% (с начала года – на 7,7%). В Ульяновской области увеличение составило 2,4% (к началу года – 4,1%).
В марте на общее удорожание продовольственных товаров в значительной степени повлияло повышение цен на большинство наблюдаемых видов плодоовощной продукции. Бананы стали дороже на 19,8%, капуста белокочанная свежая – на 10,2%, картофель – на 9,9%, лук репчатый, свекла столовая, морковь -на 5,4-8,5%. При этом цены на чеснок снизились на 0,8%.
Кстати, цена на «второй хлеб» растет с октября прошлого года из-за низких запасов отечественного картофеля. Только в январе цена на него выросла на 9,2%. По прогнозам специалистов, с начала года до нового урожая продукт подорожает на 20-35%. В Минсельхозе на этом фоне задумались о расширении площадей посадки картофеля.
В Ульяновской области средняя цена на картофель составляет 33,47 руб., хотя на весенних ярмарках этот корнеплод местных производителей можно приобрести от 20 рублей за килограмм, а капусту – от 18 руб./кг.
В группе алкогольных напитков водка подорожала на 4,4%, коньяк – на 1,9%. Весь импортный алкоголь вырос в цене минимум на 10-15% – в том числе за счет повышения акцизов. Кстати, стоимость чая в России к концу 2014 года может увеличиться на 8-10%, а кофе – на 12-15%.
Среди наблюдаемых видов молочной продукции на 2,5-3,1% подорожали кисломолочные продукты, творог, сметана и молоко питьевое.
Кроме того, на 1,8-2,4% стали дороже консервы томатные, мороженая рыба (кроме сельди), рис шлифованный и печень говяжья. Вместе с тем снизились цены на овсяные хлопья «Геркулес», национальные сыры и брынзу, крупу гречневую-ядрицу на 0,2-0,7%.
Отсутствие конкуренции толкает цены Удорожание продуктов происходит не только в России, но и во всей Европе. Вот только темпы роста цен у нас заметно выше – сказывается падение курса национальной валюты. По мнению специалистов, сейчас идет повышенная динамика роста цен. Связано это в основном с низкой конкуренцией и большим числом перекупщиков.
Торговые сети в России уже начали получать уведомления от поставщиков о повышении оптовых цен на продукты питания. Но пока до гипермаркетов еще не дошел резкий скачок цен на импорт. Максимум на 5-10 рублей.
Исключение составляют голландская морковь (подорожала на 12%), испанские огурцы – (на 8%), израильский сладкий перец (12%) и итальянские яблоки (на 23%). Пока руководство гипермаркетов старается сдерживать цены и проводит переговоры с поставщиками, убеждая их не делать резких движений. Несмотря на то, что подорожание в основном касается только импортных товаров, некоторые отечественные компании пытаются воспользоваться сложившейся ситуацией и тоже повышают цены.
«МК» со ссылкой на аналитиков BofA Merrill Lynch прогнозирует, что в 2014 году ситуация на российском рынке ритейла будет непростой. Это связано с замедлением роста доходов россиян, ужесточившейся конкуренцией и низкой продовольственной инфляцией. Эксперты считают, что в 2014-2015 годах инфляция на продовольственные товары составит 4,5-5,1%. В то время как в 2013 году она была 6,8%.
В Росстате и Минэкономразвития также отмечают снижение стоимости потребительской корзины. Россияне стали покупать тот же набор продуктов, но за меньшую цену, при этом предъявляя более высокие требования к их качеству. В связи с этим торговые сети вынуждены подстраиваться под изменившееся покупательское поведение. Как считает представитель исследовательского центра «Ромир» Игорь Березин, на коне останутся те, кто сможет найти новые ниши и сохранить лояльность клиентов. И уже появились новые и видоизмененные форматы: фермерские продукты, магазины определенного производителя, мясные и рыбные лавки, небольшие кулинарии, кондитерские.