Депутат Законодательного Собрания Ульяновской области, директор Ульяновского филиала ОАО «Волжская ТГК» Валентин ТРУБЧАНИН в интервью нашей газете рассказал о новейших экономических технологиях в энергетике.
Мы привыкли считать, что наша страна велика, и природные запасы ее неисчерпаемы. Из учебника в учебник, из класса в класс, из поколения в поколение социализмом была создана идеология сознания наличия природных богатств, которых хватит еще на долгие годы. В тот период заложилось, а вскоре и прочно укрепилось новое понятие – норматив: неважно, сколько ты льешь воды, потребляешь тепла или жжешь электричества – плати по нормативу, то есть по-среднему. Никакого стимула экономить не было. Но сегодня ситуация совершенно изменилась.
– Валентин Анатольевич, по Вашему мнению, наша страна настолько обеднела, что пришло время экономить на ресурсах?
– Не в этом дело, хотя и страна уже другая, границы сузились, и время другое. Сегодня в наш обиход входят такие понятия, как экологическая дисциплина, экологическая сознательность; стоит задача – решить проблему чрезмерного потребления ресурсов, что было столь распространено в советские годы среди жителей СССР. С переходом страны на рыночную модель управления государство оказалось неспособным покрывать все расходы по ремонту сферы ЖКХ: стали копиться долги, а оборудование изнашиваться, дефицит госбюджета увеличился. Положение дел требовало кардинально новых идей и решений, именно тогда специалисты и заговорили про энергосервис, который работает в условиях отсутствия инвестиций, но при необходимости проведения срочных энергосберегающих процедур. Наступило время перемен.
– В чем конкретно выражаются перемены, о которых Вы говорите?
– В настоящий момент Россия находится на этапе уверенного развития не только новой страны, но и нового сознания граждан, молодых людей с активной жизненной позицией, которые умеют зарабатывать и считать заработанные деньги. Среди основной строки расходов каждой семьи числятся услуги ЖКХ, возможно, поэтому особое распространение получили счетчики на воду, когда буквально за один год люди ощутили на себе экономию; помимо этого, важно и приятно стало осознавать пользу от того, что тратишь ресурсов меньше, наносишь меньший вред природе и, как следствие, самому себе. Это говорит уже об экологическом воспитании наших сограждан, которое, к счастью, растет.
После принятия Федерального закона №261 «Об энергосбережении» на высотных зданиях началась установка систем погодного регулирования. Именно с этого момента стартовала настоящая эпопея экономии, цифры в расчетках уменьшились не на рубли, а на тысячи рублей, при этом в квартирах стоит комфортная температура, каждый житель сам регулирует «погоду в доме» в зависимости от температуры наружного воздуха.
Если на этапе развития энергосберегающих мероприятий для населения определенный путь подъема наметился с принятием закона об энергосбережении, то для бюджетных организаций недостаточно обходиться счетчиками, важно определить целый цикл мероприятий, способных весомо снизить нагрузку на потребление ресурсов; тогда это и можно назвать энергосервисом и комплексом энергосберегающих мероприятий.
– Так в чем же отличие энергосервиса от энергосберегающих мероприятий?
– Энергосервис есть проведение энергосберегающих мероприятий, но без собственных затрат. Энергосервис – это длительная кампания, основной результат которой – экономия. При этом оплата мероприятий осуществляется постфактум из сэкономленных средств.
– Например?
– Допустим, управляющая компания (УК) модернизирует теплоузлы, благодаря которым жители могут формировать поступление тепла в свой дом в зависимости от температуры наружного воздуха для комфортного пребывания в квартире по принципу «меньше потребляй тепла – меньше плати». Если в платежке с момента появления системы стали взимать отдельную плату за ее установку, то это можно назвать энергосберегающим мероприятием; в этом случае претензий не имеют ни жители, ни УК, так как это было их совместным решением. А если УК устанавливает прибор учета, но при этом не берет денег с жителей дома, а в течение ближайших 5-10 лет постепенно возвращает затраченные деньги через сэкономленные ресурсы, при этом стоимость тепла для жителей также уменьшилась или осталась прежней, и за установку прибора с жителей ничего не взяли, то тогда это можно назвать энергосервисом и успешно заключенным энергосервисным контрактом. В прибыли остается банк – он в итоге оплачивает все энергосервисные мероприятия. При этом энергосервисная компания в течение тех же 5-10 лет возвращает инвестиции за счет экономии ресурсов, УК забирает себе лавры социально ответственной компании, а жители остаются довольны тем, что платят меньше при комфортной температуре в своих домах и модернизированной системе теплоснабжения.
– Что такое энергосервисный контракт, как он работает?
– Энергосервис – это новая «наука», стоящая на стыке грамотной экономики и четко спланированного менеджмента. Изначально проводится энергоаудит – независимое обследование эффективности потребления ресурсов, далее составляется экономический план расчета и план реализации, вслед за чем следует непосредственное осуществление энергосберегающих мероприятий. Суть заключается в следующем: коммерческая структура вкладывает свои средства в энергосберегающие мероприятия и за счет получаемой экономии возвращает свои инвестиции плюс прибыль. Условно говоря, потребляли 100 кВт, поменяли лампочки, начали потреблять 50 кВт, платить на 50 кВт меньше, и в течение некоторого времени энергосервисная компания возвращает себе вложенные средства.
Устанавливаемое оборудование будет работать по гарантии, вопрос в том, чтобы правильно рассчитать сроки окупаемости и реализации столь крупного проекта.
– А какой интерес от энергосервиса для такой компании-монополиста, как Ульяновский филиал ОАО «Волжская ТГК»?
– Никакой, если рассматривать с позиции ведения бизнеса. Однако основной принцип энергосервиса все же – не извлечение прибыли, а максимально эффективное использование ресурсов, влекущее за собой уменьшение стоимости услуг ЖКХ. В нашем случае, ввиду огромной задолженности, накопленной населением и предприятиями ЖКХ перед «Волжской ТГК» и учитывая ежегодный рост платы за услуги ЖКХ, нам, филиалу, выгоднее отпустить меньше ресурсов, но чтобы у потребителей при этом была возможность заплатить в полном объеме. Нам также не выгоден постоянный рост тарифов на газ и воду, которые требуются для производства тепловой энергии и теплоносителя. Поэтому лучше мы сэкономим на оплате за эти энергоресурсы, но не будем накапливать долги потребителей перед нами.
– Где применяется энергосервис?
– Энергосервисные контракты наиболее распространены в коммерческой и бюджетной сфере. Но между ними есть весомое отличие: бизнес может сам распоряжаться своими средствами, а вот в бюджетной сфере это невозможно. Отсюда и проблема, любая компания способна взять кредит на комплекс энергосберегающих мероприятий, окупить его и поделить экономию: одна часть уйдет банку в счет погашения кредита, другая часть – на уменьшение платы по услугам ЖКХ. В бюджетной сфере все обстоит гораздо сложнее: работники организаций до последнего могут греться от дров, не имея возможности взять кредит и провести модернизацию.
– Все прекрасно понимают, что такие бюджетные учреждения, как детские сады, школы и больницы, тратят колоссальные деньги на услуги ЖКХ, при этом платят не они сами, а государство. По состоянию на 1 февраля 2014 года, общий объем госдолга субъектов РФ составил 1738,4 млрд.
рублей. Неужели государство не заинтересовано, чтобы платить меньше?
– Бюджетники не обладают достаточными ресурсами для самостоятельного получения кредита в банке под такое смелое, но не известное на сегодняшний день направление, как энергосервис. Проблема в отсутствии нормативно-законодательной базы для энергосервиса и, в том числе, необходимости соблюдения Бюджетного кодекса, под который подпадают не все аспекты энергосберегающих мероприятий.
– Есть примеры энергосервиса в бюджетной сфере?
– Несмотря на пробелы в законодательстве и сложную процедуру подготовки документов в части проведения энергосервисных мероприятий, в 2013 году в нашем регионе все же был запущен пилотный проект – контракт с энергосервисной комп анией «Союз энергетиков П оволжья». П о словам руководителя организации Артем а Смирнова, после длительных переговоров все же было достигнуто соглашение с М инистерством здравоохранения Ульяновской области о реализации энергосервисного контракта. Здание фельдшерско-акушерского пункта в Ульяновском районе отапливалось от электрокотла, что выходило непомерно дорого. В рамках п роекта к зданию была подведена газовая труба, заменены котел и вся внутренняя разводка, установлено больше радиаторов, то есть электроотопление было полностью заменено на газовое. Экономия от этих мероприятий пока делится пополам: фельдшерско-акушерский пункт платит за газ, а оставшиеся средства переходят на счет энергосервисной компании за ранее проделанную работу.
Данный пилотный проект – это, конечно, песчинка от необходимого объема, но он демонстрирует, что механизм энергосервиса реально осуществим для бюджетного предприятия.
– Каковы перспективы развития энергосервиса в Ульяновской области?
– По оценкам специалистов, потребность Ульяновской области в ремонте в сфере ЖКХ составляет 120 миллиардов рублей, что в разы больше годового бюджета самого региона. Без энергосервиса в данной ситуации проблему просто невозможно решить. Но, как я уже говорил, для этого не хватает законодательной базы. В 2009 году был принят Федеральный закон №261-ФЗ «Об энергосбережении», но его нормы так и не реализовались ввиду отсутствия необходимых правовых аспектов. Сейчас на рассмотрении в законодательных органах находится региональный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». И менно этот закон благодаря блоку нормативных актов позволит повысить гарантии инвестора в части возврата вложенных средств. Надеюсь, что новый законодательный акт действительно п ом ожет сделать энергосервисны й контракт более доступным и реально работающим в Ульяновской области. По сути, это станет настоящим спасательным кругом для нашего региона.
Беседовал Алексей Николаев