В регионе создана специальная согласительная комиссия из 75 человек при Общественной палате, которая будет издавать рекомендации по дальнейшему существованию той или иной школы. Вероятнее всего, самые маленькие образовательные учреждения в муниципалитетах вновь будут закрывать.
Первый этап реструктуризации в области проходил в 2007-2009 годах: тогда под видом красивого слова «оптимизация» была закрыта масса школ в деревнях и селах. В последнее время об этом заговорили с новой силой.
– В первую очередь нужно понять ситуацию по области, – пояснили нам в пресс-службе министерства образования Ульяновской области. – Есть школы, в которых учится очень мало детей – по одному-два в классах. Где-то нет целых классов, где-то один преподаватель ведет по пять-восемь предметов.
Проблему Минобразования видит в том, что в таких школах, где фактически дети индивидуально занимаются с преподавателями, уровень образования ниже, чем в крупных. Хотя по логике все должно быть ровно наоборот. Не случайно ведь за индивидуальные занятия с репетиторами выкладывают немалые деньги. Однако рейтинг, составленный министерством, показал негативную картину. Связывают это с нехваткой педагогов.
– Зная о перспективе введения в ближайшие годы обязательного ЕГЭ по иностранному языку, а также нехватке его преподавателей в сельской местности, можно заранее спрогнозировать результаты экзамена, -говорит министр образования Екатерина Уба.
По информации министерства образования, по сравнению с 2008 годом, когда проходил первый этап реструктуризации, численность учащихся сократилась на 7,7 тысячи человек. Тем не менее согласительной комиссии рекомендовано в первую очередь рассматривать территориальное сохранение школ – мелкие учреждения предполагается делать филиалами более крупных. Причем движение будет здесь обратнонаправленным – не дети из родного села поедут в другую школу, а учителя в мелкие филиалы. Пока такой практики в регионе еще нет.
Согласительная комиссия будет рассматривать ситуацию в конкретных школах по нескольким факторам. В частности, с 14 по 17 апреля делегация из 12 человек отправится в Чердаклинский район, где проблемные образовательные учреждения оценят по материально-технической базе, количеству учащихся, педагогов и вспомогательного персонала, величине средней зарплаты, числу детей в расчете на одного учителя, а также по результатам ЕГЭ по русскому языку и математике за последние годы. Заодно рассмотрят и инфраструктуру – хороши ли дороги от одного села до другого, можно ли по ним возить детей в случае закрытия школы. По итогам анализа ситуации будут выработаны рекомендации об оптимальной форме реорганизации. Они могут быть разные -например, формировать на базе сельских школ социокультурные центры: сразу и детский сад, и библиотеку, и клуб, и спортивные секции, и культурно-досуговые учреждения. Впрочем, все это, скорее всего, не имеет никакого значения для школ, где учатся десять детей – их чиновникам легче просто отправить в соседнее село.
Пока работа комиссии коснется только областных школ, но в Ульяновске проблема стоит не менее остро. В прошлом номере мы опубликовали открытое письмо родителей учеников школы-интерната №18, которую собираются закрыть – официально уго называется реорганизацией. Здесь позиция министерства образования такова: «В перспективе планируется уменьшение наполняемости образовательных организаций для детей с ограниченными возможностями здоровья», – сообщается в информации на официальном сайте Минобразования. Существует несколько вариантов развития ситуации, по которым будут жить в дальнейшем дети с задержкой интеллектуального развития. Самый реальный для чиновников -это раскидать детей по другим школам. Так, 84 ребенка намерены перевести в коррекционную школу-интернат №16, которая расположе на на улице Александра Невского (20-30 минут пути от школы №18); еще 18 – в коррекционную школу №23, которая находится на улице Автозаводской. Оставшиеся девять детей – в школу №39 на проспекте Гая. Все это страшно далеко для ребят, которые сейчас учатся поблизости от родного дома. Министерство образования сообщает, что согласительная комиссия займется рассмотрением проблемы 18-й школы в течение апреля и мая. А решение о реорганизации будет принято во втором квартале года – то есть до июля. Родители, между тем, считают, что проблема надуманная – наполняемость их образовательного учреждения достаточно высока, чтобы можно было все оставить, как есть.
Родители опасаются, что многие школы в области ждет то же самое -реструктуризация на деле будет означать упразднение привычных для их детей школ и смену учителей.
Сергей ГУРЬЯНОВ