120 лет со дня рождения Петра Григорьевича Панина исполнится 27 июля 2014 года. Этот художник-акварелист родился в Симбирской губернии в семье сельского учителя, преподавал в Ульяновском педагогическом институте. Его юбилей не отмечен в хронике региональных ведомств – минискусства или минобрнауки – теплую память о нем сохранили его ученики. Мы публикуем письмо, которое прислала в «Курьер» Лилия Нехорошева-Тихонова.
«Мы познакомились с Петром Григорьевичем 50 лет тому назад, в 1964 году, в год его семидесятилетнего юбилея. Нам, первокурсникам факультета иностранных языков, предстояло выбрать вторую специальность. Поскольку я неплохо рисовала, то решила стать учителем рисования. К нам в аудиторию пришел невысокого роста очень скромный пожилой человек. Немногословно рассказал о себе, о своей учебе в Симбирской мужской гимназии. А затем в ярких красках заговорил об искусстве рисования, о великих художниках и необходимости эстетического и художественного воспитания школьников. И начались у нас удивительные занятия мастерства акварели. Мы уже не расставались с красками и мольбертом, рисовали портреты друг друга было нас человек десять, натюрморты, пейзажи… Летом поехали в Ундоры писать с натуры. Мне часто вспоминаются теплые ундоровские вечера в деревенском уютном домике на берегу «Лебединого озера»: так мы называли пруд почти в центре села, в котором плавали утки и гуси. У местных жителей Петр Григорьевич брал яблоки. Вечером мы, абсолютно счастливые, полные впечатлений от волжских пейзажей, которые мы рисовали, и купания в теплой воде возвращались в дом. Во дворе пыхтел большой самовар. На столе были расставлены яркие чашки. Аромат нарезанных яблок чувствовался уже на улице около дома. Мы и глазом не успевали моргнуть, как Петр Григорьевич успевал все приготовить.
Вымыв руки водой из умывальника, висящего у крыльца во дворе «нашего» дома, мы во главе с Петром Григорьевичем принимались за чаепитие. Будучи сам педагогом от Бога, он незаметно воспитывал нас, будущих учителей. Он научил нас говорить вполголоса, уметь слушать других, спокойно, не привлекая внимания сельчан, ходить по улицам Ундор. И рисовать, рисовать, рисовать!
Вечером Петр Григорьевич анализировал наши рисунки, для каждого находя доброе слово, и ненавязчиво советуя что-то изменить. Потом демонстрировал нам и свои рисунки удивительных волжских пейзажей.
Когда он успевал нарисовать их, оставалось для нас загадкой: ведь он постоянно находился около каждого из нас, по-доброму давая советы и помогая по необходимости. А потом мы слушали его рассказы о разных периодах нашей истории, обязательно с интересными эпизодами из жизни великих российских и зарубежных художников.
Наши встречи с чаепитием с ароматными яблоками продолжались у Петра Григорьевича дома, в маленькой комнате в доме напротив драматического театра. Он познакомил нас с ульяновскими художниками и скульпторами. Какими удивительными были Рафик Арменакович Айрапетян, автор скульптурной группы на площади 30-летия Победы нашего города, и Алексей Васильевич Моторин, участник Великой Отечественной войны. Вместе с Петром Григорьевичем мы не пропускали ни одной выставки местных художников.
А потом и сами вели уроки рисования в школах города. Каждому из нас Петр Григорьевич давал тему урока. Темой моего занятия была хохломская роспись. В те далекие времена еще не было таких информационных технологий, как сейчас, но были библиотеки и читальный зал Дворца книги, где можно было найти любую книгу. Почти в каждом доме хранились какие-то изделия с хохломской росписью. Это был незабываемый для меня урок, к которому я тщательно готовилась, нарисовав несколько рисунков хохломской посуды акварельными красками. Из дома я взяла все три хохломские посудинки, поставила их на вышитое крестиком полотенце получился красивый натюрморт.
И, как учил нас замечательный учитель Панин, начала свой первый в жизни урок рисования. Много лет спустя, принимая участие в конференции в Нижегородском государственном лингвистическом университете имени Н.А. Добролюбова, мы побывали на экскурсии в деревне Хохлома, и мое сердце буквально замерло от увиденной красоты и от воспоминания о том уроке.
В год 70-летия Петра Григорьевича в 1964 году была выпущена посвященная его юбилею брошюра Нины Петровны Оскаровой. Каждому из нас он подарил такую книжечку с надписью: «Моим дорогим студентам. На долгую и добрую память». В этой книге есть репродукции его картин, оживляющих в памяти его миниатюры-акварели, чистые, хрустальные, восхитительные.
Дорогой наш Учитель, мы помним Вас и свято чтим Ваши традиции.
С любовью, Ваша студентка педагогического института, заслуженный учитель РФ, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Лилия Нехорошева-Тихонова».-