Закрепленное в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ) положение, согласно которому в счет долгов нельзя отобрать единственное жилье, было проверено Конституционным судом.
Долги за коммунальные услуги в России скоро перевалят за исторический максимум в 500 млрд. рублей. Почти треть из этой суммы – задолженность населения.
– Более 80% неплательщиков сегодня – это достаточно обеспеченные собственники квартир и коттеджей, которые забывают или просто ленятся регулярно платить за коммуналку, – говорит председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина ХОВАНСКАЯ. – И если с социальными нанимателями еще можно справиться, пригрозив выселением, то собственники могут не платить по счетам годами. И это огромная проблема. Особенно когда сталкиваешься с должниками, живущими в огромных особняках и коттеджах.
Размер «единственного жилья» не ограничен, им может служить как «двушка» где-нибудь в хрущевке, так и трехэтажный коттедж на берегу Волги. В 2003 году Конституционный суд указал законодателю на необходимость конкретизировать размер подобного жилого помещения, но до сегодняшнего дня этого так и не произошло. Конституционный суд вновь вернулся к этому вопросу в связи с жалобами граждан, полагающих, что имеется неопределенность в вопросе о том, соответствует ли вообще данное положение Конституции РФ.
Рассмотрев вопрос, Конституционный суд постановил, что имущественный иммунитет в отношении принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности жилого помещения (его частей) должен распространяться на жилое помещение, которое по своим объективным характеристикам является разумно достаточным для удовлетворения конституционно значимой потребности в жилище как необходимом средстве жизнеобеспечения. Федеральному законодателю вновь поручено внести в ГПК РФ изменение, регулирующее пределы действия имущественного (исполнительского) иммунитета применительно к единственному жилью должника.