Правительство области выступило с заявлением, обращенным к населению региона, с призывом принять участие в возрождении общества «Знание», которое активно работало в СССР ради просвещения масс.
Аналогичные процессы запущены и в России.

Хорошо платили

Общество «Знание» было образовано в 1947 году, и первоначальное название его было «Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний». В состав просветительской структуры вошли не только ученые, но и деятели культуры, врачи, педагоги, инженеры – интеллигенция тех лет участвовала в деятельности «Знания» очень активно.

Начался «лекционный бум», ученые рассказывали обо всем, что интересно, на крупных предприятиях, в студенческих аудиториях, в коровниках, школах… Короче говоря – знания советский человек мог получить на рабочем месте.

– Это была очень мощная структура. В каждой области имелось отделение общества, которое возглавлялось или отставным военным, или бывшим партийным работником – то есть структура была официальная, мое личное приобщение к обществу «Знание» началось с телефонной лекции на рабочем месте от краеведа Сергея Петрова, который согласился рассказать нам немного о своем участии в деятельности той организации.

– Общество охватывало очень многие сферы просветительства. Там была и естественно-научная пропаганда, политическая, литературная… Почти все преподаватели вовлекались в его работу, а за лекции платился хороший по тем временам гонорар – простая стоила 15 рублей, а публичная – 45.

Нужно вспомнить, что средний заработок в стране составлял 105 рублей… Рассказывают, что где-то платили 5 рублей, где-то 10 – в зависимости от ученой степени и города.

Сергей Борисович Петров, краевед и доцент кафедры философии УлГУ, к обществу «Знание» имел непосредственное отношение – правда, в основном в Москве. В Ульяновске, будучи студентом своего первого вуза, тоже привлекался к чтению лекций.

Воспоминаний в связи с этим у него очень много, и все положительные.

Ему довелось читать лекции в самом центре Москвы – на 22-м этаже главного здания МГУ, в Политехническом музее на Лубянской площади… Общество, когда его создавали, должно было создать «рычаг культурного роста» после Великой Отечественной войны. Во многом благодаря «Знанию» стало престижно быть ученым, инженером. Молодежь хлынула в технические вузы.

О чертях в науке и медицине

Разумеется, и преподавание в обществе «Знание» было делом более чем престижным. Только в 1970-м году членами общества было прочитано более 18 миллионов лекций, которые посетили 950 миллионов слушателей.

Сергей Петров с гордостью рассказывает о своем опыте чтения лекций.

Ему кроме университетских аудиторий и Лубянки доставались и коровники, и гаражи. Тут можно и гордиться чемто, и вспоминать о чем-то с улыбкой.

– У меня было три коротких выступления по внутреннему радио МГУ, и это было потрясающе, – рассказывает Петров. – Объявляют: «Сейчас вы прослушаете лекцию члена-корреспондента Академии наук Яблокова, затем будет выступать аспирант Петров».

Запомнилась краеведу и такая картина: центр Москвы, вход в Политехнический музей, справа – знаменитая Лубянка, КГБ. Перед входом в музей – большая вывеска: «Выступает член Союза журналистов СССР С.Б.Петров». Причем лекция та была платной, но люди на нее пришли человек 40, заинтересовавшихся монастырскими библиотеками, о которых рассказывал Петров.

Общество «Знание» в разное время возглавляли большие ученые. Во времена, когда в нем работал Петров, во главе организации стоял лауреат Нобелевской премии по физике Николай Басов, в начале 60-х – единственный отечественный лауреат этой же премии по химии Николай Семенов. Конечно, эта структура была направлена во многом на пропаганду читались лекции по атеизму, которые, правда, в итоге стали носить просветительский, а не критический характер, рассказывали о политической расстановке сил в мире со своей, союзной, точки зрения.

– Лекторы выезжали на предприятия, и люди ради этого отвлекались от работы, – вспоминает Петров. Преподаватель приезжал в поле, читал лекцию во время обеденного перерыва, а кто-то в это время жевал булку, запивая молоком. Но это были небольшие лекции – минут 15-20.

Говорить о добровольности деятельности тоже не приходилось. Так, Петров не понимает, как сейчас заставить людей читать лекции – рычагов управления особых нет. Раньше было проще: партия сказала надо значит, надо. Если за выступление на предприятии заплатят – хорошо, если нет – ничего не поделаешь.

Конечно, материал подбирался для лекций в соответствии с уровнем публики. Иногда приходилось на ходу перестраиваться.

– Однажды я читал в гараже, и подвыпивший мужчина меня спросил: «Скажите, а черти бывают?» – вспоминает Петров. – Я ему ответил, что наука об этом ничего не говорит, но медицина засвидетельствовала, что допиться можно до чертиков. Все захохотали.

Адаптация

И сегодня общество «Знание» существует, но оно настолько невидимо, что даже при подготовке этого материала узнать о нем было не так просто. Президентом его является зампред Госдумы РФ Людмила Швецова.

Есть возрожденные и работающие отделения в ряде регионов России – например, в Липецкой, Калужской, Белгородской, Курской областях.

Ульяновск по-настоящему «Знание» возрождать пока только собирается. В том виде, который знали советские граждане, возобновить деятельность общества вряд ли получится.

Слишком много «но».

– Условия очень сложные сейчас для возрождения, хотя само по себе оно необходимо, – считает Сергей Петров. – Тогда была одна партия, а сейчас – плюрализм. Что говорить людям в политических вопросах? От КПРФ лектор придет – у него своя точка зрения, от «Единой России» – своя.

Изменилось с тех пор и экономическое положение. Например, нагрузка на преподавателей университетов увеличена, по словам Петрова, в два раза – многие его коллеги вынуждены работать в двух или трех местах.

Неясно, откуда будут платить гонорары за лекции и в каких размерах: ведь не 45 рублей же должны получать лекторы, а бесплатно их в нынешних условиях заставлять работать «негуманно», как выразился краевед.

– Кроме того, сейчас я не представляю, как будет проходить лекция, рассуждает Петров. – Вот приезжаю я, лектор, на частное предприятие. Мне говорят: «Вы чего хотите, у нас непрерывный процесс, рабочий день в разгаре. Мы тут станки делаем, самолеты.

Чего вы нам хотите рассказать, когда сейчас есть столько источников – и интернет, и ТВ, и радио»… Впрочем, в СССР представители общества были на крупных предприятиях и могли сами заказать необходимую лекцию.

В то же время Сергей Петров считает, что необходимость в создании подобного института, который занялся бы повышением интеллектуального уровня молодежи, есть. Но перед возрождением легендарного общества краевед предлагает провести исследования, эксперименты, чтобы понять, как нужно организовать работу.

Сергей Гурьянов