Ослабление рубля и нервозность относительно ситуации в банковской сфере заставляют ульяновцев массово скупать валюту и снимать средства с депозитов.

Наученные горьким опытом кризисов 1998 года и 2008-2009 годов жители Ульяновской области, как только заметили рост валютных курсов, тут же побежали в «обменники», пытаясь запастись иностранной наличностью заранее. По данным Ульяновскстата, только за первые два месяца 2014 года ульяновцы потратили на покупку валюты более 1,2 миллиарда рублей – вдвое больше, чем за январь-февраль прошлого года (в феврале 2014 года по сравнению с февралем 2013 года – в 2,1 раза).

Как отмечают аналитики, ничего подобного со времен кризиса 2008-2009 годов не случалось. Но что стало причиной такой паники? Ведь рубль девальвировался примерно на 10 процентов – случались и более серьезные падения. Как отмечает в интервью журналу «Коммерсантъ-Деньги» эксперт Высшей школы экономики Сергей Пухов, дело не только в курсовой разнице. «Тут кризис доверия к банкам, вызванный не только расчисткой банковской системы регулятором, но и внешнеполитической ситуацией, и внутренним кризисом», – говорит он.

Подтверждением этих слов служат показатели работы банковской системы за последний год. По данным Центробанка РФ, если в январе-феврале 2013 года население Ульяновской области увеличило объем средств на банковских счетах на 1,6 миллиарда рублей, или 1,9 процента своих денежных доходов, то за аналогичный период 2014 года, наоборот, сократило на 2,5 миллиарда рублей, или 2,9 процента доходов. Снижение объемов вкладов физических лиц происходит впервые со времен предыдущего кризиса.

Ульяновцы, опасаясь обесценивания денег, стремятся тут же их тратить. По данным Ульяновскстата, доля доходов, сберегаемых населением во вкладах и ценных бумагах (включая покупку недвижимости), за первые два месяца этого года по сравнению с январем-февралем 2013 года сократилась на 38,4 процента – с 4,5 миллиарда до 2,8 миллиарда рублей.

При этом нельзя не сказать, что на сокращении объема сбережений сказалось снижение уровня доходов населения. В том же Ульяновскстате подсчитали, что они растут, несмотря на замедление темпов экономического развития. В январе-феврале ульяновцы получили 71,7 миллиарда рублей, что на 10,9 процента больше, чем за тот же период прошлого года. Правда, реальные располагаемые доходы населения (за вычетом обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен) выросли лишь на пять процентов.

Куда же ульяновцы определяют свои сбережения? Если россияне в целом больше средств стараются вкладывать в недвижимость (в том числе за счет заемных средств), то жители Ульяновской области крупным покупкам предпочитают текущее потребление и хранение личных средств в наличной валюте, «под матрасом». Массово скупая доллары и евро, не спешат нести их в банки.

А если и открывают счета, то все чаще делают это в крупных банках, видимо, сомневаясь в надежности и опасаясь отзыва лицензии у их более мелких конкурентов. И, как оказывается, не зря. Согласно данным Центробанка РФ, в январе и феврале этого года присутствующие в регионе банки в целом сработали себе в убыток, соответственно, на 25,4 миллиона и 10,9 миллиона рублей.

Дальнейшее развитие событий, считают эксперты, целиком зависит от геополитической обстановки. Стабилизация рубля на уровне 35-36 рублей за доллар успокоит население и остановит бегство от рубля. Если же валютные курсы продолжат свой рост, ситуация в банковском секторе будет ухудшаться.

Дмитрий Минаев