Волею судьбы в нашем родном Симбирске родились два известных на весь мир человека: Владимир Ильич Ульянов (Ленин) и Александр Федорович Керенский. Много в их судьбе было совпадений: родились они в один день – 22 апреля, только с разницей в 11 лет, оба учились в одной и той же гимназии и окончили ее с золотыми медалями, оба были юристами и оба в свое время стояли во главе Российского государства.
Федор Михайлович Керенский
В 1636 году на южных границах Российского государства, в месте слияния рек Керенка и Вад, был построен город Керенск. Со временем граница продвинулась далеко к югу, а Керенск превратился в уездный город Пензенской губернии. В 1808 году в Покровскую церковь Керенка священником был назначен Иосиф, сын Дмитриев. Именно он стал первым подписываться двойной фамилией Керенский-Покровский – по названию города и церкви. (В 1940 году по идеологическим соображениям город Керенск был переименовал в Вадинск.) Иосиф имел довольно крутой нрав, любил выпить, за что от духовной консистории получил запрет подписываться двойной фамилией. Так впервые в исторических документах появилась фамилия Керенский. У Иосифа Керенского были дочь Евпраксия и четыре сына – Дмитрий, Павел, Михаил, Николай.
Михаил, 1804 года рождения, был сначала дьяконом, потом священником Троицкой церкви в селе Керенки Городищенского уезда той же Пензенской губернии. Он, в свою очередь, был отцом трех сыновей – Григория, Александра и Федора.
Младший сын Михаила – Федор, будущий отец главы Временно правительства, хотя и окончил с отличием Пензенскую духовную семинарию, в отличие от старших братьев Григория и Александра, священником не стал. Он получил высшее образование на историко-филологическом факультете Казанского университета и затем преподавал русскую словесность в казанских гимназиях. Там же, в Казани, Федор Михайлович женился на Надежде Александровне Адлер. Ее отец – дворянин, начальник топографического бюро Казанского военного округа, подполковник А.А. Адлер, потсдамский немец по происхождению. По материнской линии Надежда Адлер была внучкой крепостного крестьянина, который еще до отмены крепостного права сумел выкупиться на волю и стать богатым московским купцом.
В 1874 году Федор Керенский занял должность инспектора Казанской классической гимназии, а спустя три года стал директором гимназии в Вятке. В 1879 году Федор Михайлович был назначен директором Симбирской мужской гимназии. Той самой, где учился Владимир Ульянов. Именно Керенский поставил единственную четверку (по логике) в аттестате золотого медалиста Володи Ульянова. Семьи Керенских и Ульяновых поддерживали дружеские отношения. Федор Михайлович после смерти Ильи Николаевича принимал участие в судьбе детей Ульяновых. В 1887 году, уже после ареста и казни Александра Ульянова, он дал брату политического преступника Владимиру Ульянову положительную характеристику для поступления в Казанский университет.
Современники так описывали внешние данные Федора Михайловича Керенского: «Росту выше среднего, общее сложение мужественное, большая голова на толстой шее, широкая грудь и такая же спина. Высокий лоб и маленькие глаза, широкий подбородок, цвет кожи смуглый. Волосы на щеках и бороде бритые. Походка тяжелая, увалистая». Его появление в коридорах гимназии внушало робость самым завзятым хулиганам…».
В течение всех лет пребывания в Симбирске семейство Керенских проживало в казенной квартире, располагавшейся на первом этаже здания мужской гимназии. На момент переезда в Симбирск у Керенских было три дочери. Старшей Надежде было четыре, средней Елене исполнилось два года, а младшей Анне всего два месяца от роду. Симбирск «подарил» семье Керенских долгожданного наследника. Мальчик появился на свет 22 апреля 1881 года. 6 июля того же года в Тихвинской церкви он был крещен и получил имя Александр. А еще через два года в семье появился младший сын Федор.
С июля 1883 года Федор Михайлович Керенский одновременно возглавил Симбирскую Мариинскую женскую гимназию. В 1887 году Ф.М. Керенский был произведен в действительные статские советники, что соответствовало чину генерал-майора на военной службе.
Таким образом, сын сельского священника стал дворянином и приобрел потомственное дворянство для своих детей.
Интересно, что в те же годы в Симбирске жило еще одно семейство Керенских. То было семейство старшего брата Федора, Александра Михайловича. В 1857 году, после окончания Пензенской духовной семинарии, Александр Михайлович Керенский был священником в селе Троицкое Карсунского уезда Симбирской губернии. Затем, в 1881 году, был переведен в Симбирск, где служил в церкви Смоленской Божьей Матери.
«Скорый»
Саша Керенский был долгожданным сыном и пользовался у родителей особой любовью. В детстве он тяжело болел, у него был опасный и трудноизлечимый туберкулез бедренной кости. После перенесенной операции мальчик полгода был вынужден провести в постели. И затем долгое время носил тяжелый, кованый сапог с привязанным к каблуку дополнительным грузом. Носил скрепя зубы, не жалуясь на боль, на тяжесть, а ведь ему было всего лишь шесть лет. Саше приходилось подолгу быть прикованным к постели, поэтому единственным развлечением были книги. Со временем болезнь отступила.
Александр пошел учиться в Симбирскую мужскую гимназию, где директором был его отец и где учился Володя Ульянов. Впоследствии в интервью польскому журналисту Александру Минковскому о юном Ульянове Керенский скажет: «Знаю только, что он нравился девчонкам, хотя и был невысокого роста, но красивый. Две соплячки -мои сверстницы – были влюблены в него».
Еще в детстве у Александра развилась черта характера, которая позднее очень часто определяла его поведение. Он любил всегда и во всем находиться в центре внимания. Более того – он любил нравиться, он оживал, когда им восхищались, когда его хвалили. Это давало ему энергию, заставляло быть ярким, талантливым и искрометным.
В мае 1889 года Федора Михайловича Керенского назначают главным инспектором училищ Туркестанского края. Семья покидает Симбирск и переезжает жить в Ташкент, Александру в то время было восемь лет. Там он продолжил учиться в гимназии. Молодой человек пользуется репутацией талантливого танцора и актера, с удовольствием принимает участие в любительском театре, в 6 классе сыграл роль Хлестакова. Он подумывает об артистической карьере и подписывает одно из писем к родителям в 1895 году: «Александр Керенский… Будущий артист Императорских театров».
В 1899 году Александр окончил гимназию с золотой медалью и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, но затем перевелся на юридический. Это решение было следствием конфликта с родителями.
В столице Александр Керенский с увлечением приступил к учебе, слушал лекции востоковеда Б.А. Тураева, ездил в экспедиции в Псков и Новгород. Активное участие он принимает и в общественной жизни петербургских студентов университета, которая в первые годы нового века переживала подъем. Еще в гимназические годы у Керенского сформировалось критическое отношение к общественно-политическому устройству царской России. Он увлекался политической литературой, в том числе и нелегальной, имел возможность читать запрещенные произведения представителей различных революционных течений. Наиболее близки ему были взгляды народников, социалистов-революционеров. Марксизм Керенскому оказался чужд, его отталкивало то гипертрофированное значение, которое уделялось в этом учении борьбе классов.
С февраля 1900 года Александр Керенский принимает активное участие в студенческих сходках, а на втором курсе открыто выступил с пламенной речью, призывая студентов помочь народу в освободительной борьбе. Это выступление могло обернуться исключением из университета, но Керенского спасло высокое положение его отца. Ректор университета решил на время изолировать Александра от студенческой среды и отправил его в академический отпуск, в Ташкент к родителям.
Юноша не без удовольствия вошел в роль ссыльного студента, жертвы царского деспотизма. В глазах ташкентских сверстников Керенский был настоящим борцом за свободу. Но отец сумел убедить Александра, что политическую борьбу следует отложить до получения высшего образования. Вернувшись в университет, Керенский продолжил занятия на юридическом факультете. Выполняя данное отцу обещание, он не сближался с революционными кружками, но активно работал в совете землячества ташкентских студентов. На старших курсах Керенский сблизился с деятелями Союза освобождения -организации оппозиционно настроенной либеральной интеллигенции.
На втором году университетской жизни Александр знакомится с Ольгой Львовной, дочерью полковника Генерального штаба Л.С. Барановского. В 1904 году Керенский, успешно окончив университет и получив диплом первой степени, спешит в Воскресенскую церковь села Клинки Казанской губернии, чтобы обвенчаться с Ольгой. В апреле 1905 года у молодых супругов родился первенец – сын Олег, а в 1907 году появился второй сын, Глеб.
Отказавшись от перспективы сделать научную карьеру, Александр Керенский начал работать помощником присяжного поверенного при Санкт-Петербургской судебной палате и был принят в Коллегию адвокатов Петербурга. Керенский уже на первом своем выступлении в суде добился успеха, который принес известность, и ему посыпались приглашения. Параллельно с работой в правоохранительных органах он ведет и активную политическую жизнь. Керенский был блестящим оратором и на судах, и на различных политических митингах. В охранке ему дали кличку Скорый.
В 1912 г. его избирают в IV Госдуму, где он примыкает к фракции трудовиков. Керенский был убежденным противником монархии, сторонником установления в России демократической республики.
глубокого преобразования всей общественной и экономической жизни на социалистических началах.
Полиция неустанно вела слежку за Керенским, о которой он хорошо знал. В связи с этим он даже решил пошутить. Вот как это было. Осенью 1915 года при обсуждении в Думе бюджета Министерства внутренних дел Керенский обратился к вновь назначенному министру Хвостову с предложением сэкономить казенные средства: «Мне представляется, господин министр, что от пятнадцати до двадцати человек выделены для того, чтобы заботиться о моей драгоценной персоне, поскольку они сменяют друг друга днем и ночью. Почему бы вам не посоветовать директору Департамента полиции предоставить в мое распоряжение машину с шофером? Ведь тогда он будет знать все – куда, когда и с кем я направляюсь, да и мне это пойдет во благо: не придется тратить такую уйму времени на поездки по городу и так уставать от этого». Хвостов (сам недавний депутат) засмеялся и ответил: «Если предоставить вам машину, то придется дать их и всем вашим коллегам, а это разорит казну».
В конце 1915 года Керенский тяжело заболел, врачи поставили диагноз пиелонефрит и удалили почку.
Сергей и Светлана Костины
Окончание в следующем номере.