Разногласия с «Башкортостанской пригородной пассажирской компанией» («БППК»), которая обслуживает пригородные железнодорожные маршруты в области, вылились весной этого года в закрытие ряда популярных у садоводов и жителей сельских районов маршрутов (об этом «Симбирский курьер» написал в статье «На чем до Сызрани доехать?» в номере за 5 апреля). Сейчас конфликт, похоже, заходит в тупик.
По информации облправительства, в 2013 году пригородный железнодорожный транспорт перевез миллион пассажиров, а на компенсацию недополученных доходов из регионального бюджета перевозчику выделили 42 миллиона и 114 – из федерального. На этот год заложена аналогичная сумма из региональной казны, которая «БППК» совершенно не устраивает – ранее представители компании заявляли, что деньги на 2014 год уже кончились. Сейчас перевозчик сообщил правительству области, что прежний объем перевозок он сохранить не готов, и из 15 маршрутов семь уже отменены. За последние пять лет количество пригородных поездов сократилось аж на 70 процентов, а тарифы были повышены в два раза.
С обеих сторон идут критические замечания: башкирская компания заявляет, что область не дает денег, власти региона говорят, что организация не предоставляет прозрачного отчета о расходах.
Для возобновления движения поездов в 2014 году запрошено 213 миллионов рублей, причем со стороны федералов поблажек нет – они выделяют все те же 114 миллионов. Дефицит средств составит почти 57 миллионов рублей, и правительство области на такие расходы пойти не готово.
Тем не менее переговоры пока ведутся – стороны стараются договориться о сохранении движения максимального количества пригородных поездов. Параллельно региональное правительство прорабатывает три других варианта решения проблемы.
Первое решение – увеличение количества автобусных маршрутов взамен железнодорожных. В качестве альтернативы организована работа 11 автобусных маршрутов с выполнением 55 рейсов в день. Стоимость этого решения для региона будет ниже, чем затраты на восстановление железнодорожных перевозок, но вот для кошелька простых жителей области это окажется достаточно тяжелым ударом. Для сравнения, на поезде из Ульяновска в Инзу можно добраться с учетом мартовского повышения цен за 191 рубль, а на автобусе – за 300 рублей.
Второе решение – строительство дорог до населенных пунктов, не имеющих альтернативы железнодорожному транспорту. Здесь та же проблема с ценами, что и в первом случае, плюс к этому добавляются расходы на непосредственное строительство трасс.
Третье решение предполагает создание собственной железнодорожной пригородной компании взамен «БППК». По словам руководителей области, подобный пример есть в Пермском крае, и, по расчетам, это будет дешевле, чем работа на условиях башкирской компании. Письмо с просьбой рассмотреть такую возможность уже было направлено от региона президенту ОАО «РЖД» Владимиру Якунину.
Степан ГОРИН