Выступая с отчётом перед депутатами Законодательного собрания, губернатор Сергей Морозов уточнил, что в 2013 году на территории Ульяновской области осуществляли свою деятельность 470 управляющих компаний, шесть из которых являются муниципальными, 103-частными, 361 представлены ТСЖ и ЖСК. 350 многоквартирных домов находятся в непосредственном управлении собственников помещений. В каждой из таких структур проведены аудит финансово-хозяйственной деятельности и оптимизация затрат, утверждены обновлённые структуры и штатные расписания. Городские управляющие компании (ГУК) полностью подконтрольны администрации Ульяновска, не являясь при этом муниципальными предприятиями.

В отчётном году, отметил глава региона, расширены полномочия Советов домов. Определены обязанности управляющих организаций по согласованию с ними процессов управления домами. В их числе такие важные, как размер платы за содержание и ремонт, освоение денежных средств, собранных на содержание и ремонт, оформление актов выполненных работ только членами Советов МКД. Сюда же входит согласование с ними графиков выполнения работ, привлечение к плановым осмотрам домов, снятию показаний общедомовых приборов учёта. Принимаемые меры позволят Советам МКД стать полноправными заказчиками услуг, контролировать расходование средств, собранных с населения, и качество предоставляемых коммунальщиками работ и услуг по содержанию и ремонту жилья.

В свою очередь, создаваемые в каждом МКД производственные программы с перечнем работ и размеров платы позволят приступить к формированию долгосрочного размера платы за содержание и ремонт общего имущества.

Одной из самых острых в Ульяновской области, по мнению губернатора, остаётся проблема благоустройства. Она отнесена законом к компетенции местных властей. Вместе с тем, постоянное внимание этому вопросу уделяет и правительство региона. Достаточно сказать, что для финансирования капитального ремонта дворовых территорий МКД и подъездов к ним в 2013 году в областном бюджете на условиях софинансирования были определены в виде субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов средства в размере 153 400,7 тысячи рублей.

В 2014 году на эти цели будут выделяться средства из дорожного фонда, который станет формироваться непосредственно в муниципальных образованиях. В списке обязательных остаются ежедневный мониторинг и отчёты муниципальных образований.

Ещё одной проблемой, требующей решения, является организация эффективной системы обращения с отходами. Наиболее активно решается эта задача ульяновской фирмой «Центр экологических технологий». Именно в прошлом году она закупила девять мусоровозов марки «Zoeller» и 4 000 новых пластиковых контейнеров немецкой фирмы «Weber». Объём инвестиций в программу модернизации оборудования составил 115 миллионов рублей.

Помимо этого, министерство приступает к реализации соглашения с компанией «Мехуборка групп» о сотрудничестве в рамках модернизации системы сбора, вывоза и утилизации твёрдых бытовых отходов на территории Димитровграда, и районов Заволжской зоны. Компания специализируется на обслуживании городских и сельских муниципальных образований численностью от пяти до 500 тысяч человек. Она располагает парком из 350 спецавтомобилей, эксплуатирует девять мусороперегрузочных станций, два мусоросортировочных комплекса, пять полигонов ТБО.

Как известно, в феврале минувшего года был официально зарегистрирован Фонд модернизации ЖКК Ульяновской области. Основным направлением его деятельности является формирование региональной системы капитального ремонта общего имущества в МКД. Можно говорить о некоторых успехах. К концу отчётного периода в Ульяновской области уже было зарегистрировано 105 МКД, собственники помещений которых приступили к формированию фонда капитального ремонта. Общая сумма их накоплений составляет почти 12,8 миллиона рублей. Создан Попечительский совет Фонда. Более чем на 94 процента домов заполнены электронные паспорта. Всё вместе взятое позволяет говорить о наличии в Ульяновской области характеристики жилищного фонда. Сегодня крайне необходимым видится создание благоприятных условий для привлечения в сферу ЖКХ частных инвестиций. А также установление долгосрочных, не менее чем на три года тарифов на коммунальные услуги, определение их величины в зависимости от качества и надёжности таких услуг.

Между тем, в регионе всё чаще стали возникать ситуации, когда на уровне сетевых компаний затягивается подключение к электросетям. Они затрудняли доступность к инженерной инфраструктуре и, главное, препятствовали созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в сферу ЖКХ.

Решению проблемы способствовало распоряжение губернатора Ульяновской области Сергея Морозова «О некоторых мерах, направленных на упрощение процедуры подключения к электрическим сетям». В документе руководителям электроснабжающих организаций, независимо от их организационно-правовой формы, рекомендовано сократить сроки выдачи договоров и технических условий до 15 дней с момента получения заявки на технологическое присоединение к электрическим сетям. В случае технологического присоединения к электросетям по индивидуальному проекту, этот срок и вовсе сокращается до пяти дней.

Распоряжением определено и сокращение сроков технологического присоединения к электросетям электроснабжающих организаций. Без учёта проведения конкурсов или аукционов на закупку товаров, работ, услуг он не должен превышать 83 дней. С учётом проведения конкурсов или аукционов этот срок продляется до 128 дней.

Органам местного самоуправления предписано руководствоваться распоряжением при заключении договоров на оказание услуг с электроснабжающими организациями. Только на таких условиях можно говорить о реальном сокращении сроков подключения к источникам электроэнергии.

Как следует из доклада, в текущем году перед ЖКХ региона поставлены серьёзные задачи. Это, прежде всего, завершение реализации двух областных адресных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья.

Другим ответственным шагом является оформление и подача заявок на предоставление финансовой поддержки Фондом для реализации областной адресной программы 2014-2017 годов по переселению граждан из аварийного жилищного и программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. При этом обязательным видится информирование собственников помещений в многоквартирных домах о способах формирования фонда капитального ремонта.

В соответствии с поставленными задачами решено продолжать работу по внедрению в практику региональной государственной информационной системы ЖКХ и энергоэффективности Ульяновской области.

Как и прежде, большое внимание будет уделяться развитию и поддержке общественных организаций в сфере ЖКХ, взаимодействию и сотрудничеству с ними в целях обеспечения безопасных и благоприятных условий проживания граждан в жилом фонде.

Виктор Никитин