Жителям многоквартирных домов хорошо известно, как трудно порой заставить качественно работать свою управляющую компанию. Обычный здесь путь: жалобы и обращения – сначала в саму УК, затем – в Госжилинспекцию, прокуратуру, администрацию, суд и т.п. Очень часто такой путь малоэффективен и дает лишь разовый результат.
На наш взгляд, исправить данную ситуацию можно только одним способом – экономическим. Иначе говоря, мотивировать на хорошую работу управляющую компанию должны не «нижайшие просьбы» жителей, а, допустим, конкуренция с другой УК. Наиболее показательно данный принцип действует в том случае, если дом по какой-либо причине представляет собой «лакомый кусочек» – к примеру, если большинство собственников исправно платят за ЖКУ. Тут действительно может разгореться самая настоящая «борьба за дом»… Правда, к большому сожалению, некоторые ульяновские УК понятие «рыночная конкуренция» до сих пор трактуют несколько диковато – с позиции «так не доставайся же ты никому!».
Выбираем качество
За примерами далеко ходить не надо: так, недавно жители одной из засвияжских девятиэтажек, измученные безрезультатными обращениями в свою УК – ООО «ЖЭК» (по самым различным вопросам), решили сменить «управленцев».
– Сделали ровно так, как это полагается по закону: в январе 2014 года провели заочное голосование – раздали бюллетени, всех уведомили, провели заседание счетной комиссии и так далее. В итоге большая часть собственников проголосовала «за» смену УК, – рассказывает Роман ПРОНИН, председатель совета МКД, расположенного на ул. Аблукова, 97.
По его словам, в марте новая компания ООО «Созвездие» приступила к выполнению своих обязанностей: были заключены договоры со всеми подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями, произведены первые ремонтные работы.
– Они буквально в первые же дни заменили нам часть аварийной канализационной трубы в подвале, начали приводить в порядок мусороприемники. Причем директор новой УК так и сказал: «Нам нужно доказать жителям, что мы пришли всерьез и надолго и умеем работать качественно!».
Поэтому они и стараются, – говорит наш собеседник.
В данном случае срабатывает именно закон нормальной рыночной конкуренции: продавец услуг хочет хорошо зарекомендовать себя перед покупателем этих услуг. Казалось бы, чего еще нужно для полного счастья? Однако не все так просто…
Палки в колеса
– В настоящий момент ООО «ЖЭК» отказывается передавать какие-либо документы новой УК, – рассказывает ПРОНИН. – Мало того, предыдущая компания регулярно расклеивает на подъездных дверях объявления о том, что тех, кто будет оплачивать за услуги не им, а по платежкам новой компании, ждет уголовное наказание! Естественно, люди волнуются, названивают мне днем и ночью
Дело дошло до смешного: недавно старший 97-го дома написал в адрес ООО «ЖЭК» заявление с просьбой прекратить ему выплачивать денежные начисления по статье «Вознаграждение
Материалы страницы председателя совета дома».
– Так они мне отказали, сославшись на то, что действия собственников по выбору новой УК якобы незаконны. Получается, что мы чуть ли не их крепостные: хочешь – не хочешь, а будешь обслуживаться только ООО «ЖЭК»!
Пора менять менталитет
Описанная ситуация – яркий пример того, как трудно перестраивается менталитет и собственников, и представителей УК. Привычка к тому, что жители в большинстве своем инертны, не знают своих прав и «никуда не денутся», должна уступить четкому представлению о том, что игнорировать требования собственников и работать некачественно становится просто не выгодно. Компании-конкуренты, готовые работать хорошо и боящиеся за свой имидж, уже есть в нашем городе. Дело за малым – увеличить число таких УК и напомнить собственникам об их законных правах.