В Ульяновской области в рамках реализации распоряжения губернатора Сергея Морозова продолжается сплошная инвентаризация земельных участков, а также областного и муниципального имущества. Отмечено, что наиболее активно эта работа проводится в Новомалыклинском, Инзенском, Вешкаймском районах. Здесь проведено обследование, соответственно, 3 703, 7 234 и 9 438 объектов недвижимости и земельных участков.
О размахе проводимых мероприятий можно судить по таким цифрам. Только в первом квартале текущего года проверено 115 673 земельных надела и объекта недвижимости. Выявлено 41 506 невостребованных долей площадью более 339 тысяч гектаров. Зафиксировано 14 677 случаев неправомерного управления муниципальным имуществом. В их числе использование земельных участков и объектов недвижимости без оформления наследства, управление землёй без правоустанавливающих документов, самовольное строительство или реконструкция, использование объектов, которые не сданы в эксплуатацию.
Всё вместе взятое приводит к значительным потерям регионального и местного бюджетов. Между тем, только по предварительным оценкам, потенциальные доходы, получаемые в случае устранения выявленных нарушений, в том числе реализации неиспользуемых земельных участков и объектов недвижимости могли бы составить около полутора миллиардов рублей. «В последующем, – говорит заместитель министра экономического развития – директор Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Сергей Мишин, – поступления от земельного налога могут увеличиваться на 28 миллионов рублей ежемесячно».
А пока между желаемым и действительным – огромная дистанция. Возьмём в качестве примера Цильнинский район. По состоянию на первое апреля текущего года здесь проживают 343 многодетных семьи. Их них 89 обращались в администрацию района с заявлением о предоставлении бесплатного земельного участка. 51 семья такие участки получила. Казалось бы, надо только радоваться. Но вот незадача. Сформировано и планируется к предоставлению в 2014 году 20 земельных участков. А в очереди, напомним, осталось 38 семей, значит, 18 из них «счастливый билетик» выпадет только в будущем году. Если, конечно, к этому времени очередь не вырастет.
Не позавидуешь и ветеранам боевых действий. Как только они попали в категорию населения, которому полагаются бесплатные земельные участки, как «ветеранская» очередь стала тут же расти. С начала года администрация района зафиксировала в ней 11 человек. Пока не представлено ни одного участка. И вообще, до конца нынешнего года планируется сформировать только два таких участка, оба в районном центре. Непонятно тогда, почему при такой острой потребности с конца 2011 года и по настоящее время ушли с торгов пять земельных участков под индивидуальное жилищное строительство: два – в районном центре, по одному – в сёлах Пилюгино, Арбузовка и в рабочем посёлке Цильна?
Можно было бы, наверное, на такую «мелочь» закрыть глаза. Но ситуация гораздо серьёзней, чем может показаться на первый взгляд. Складывается впечатление, что к муниципальной собственности в районе относятся, как бы это мягче сказать, с некоторым пренебрежением. Судите сами. В Реестре муниципальной собственности числится 217 объектов недвижимости. Из них на 21 объект оформлена техническая документация, ещё на 17 зарегистрировано право собственности. Получается, таким образом, что муниципальное имущество оформлено всего на восемь процентов.
Помимо этого, на первое апреля текущего года выявлено 535 земельных долей, что составляет в общей сложности 3 032,6 гектара. Из них ни по одной доле, как того требует закон, нет информации в СМИ. Право муниципальной собственности не признано. Количество земельных долей, включенных в гражданский оборот, отсутствует. Так и хочется спросить: «Ты чья, земля?»
Этот вопрос корреспондент ИА Меdia 73 адресовал начальнику Управления муниципальным имуществом и по земельным отношениям администрации Цильнинского района Владимиру Смехову. Надо отдать ему должное, побеседовали мы обстоятельно. Мой собеседник выводы проверки, о которой сказано выше, не отрицал. Рассказал подробно о трудностях, с которыми приходится сталкиваться при оформлении земельных участков. И даже с некоторой гордостью поведал, что на некоторые из 535 участков, «может быть, даже на сотню», хозяева уже нашлись. Информация по остальным участкам в СМИ отправлена, не исключено, что некоторые из них тоже найдут своих собственников.
Можно было бы конечно, остановиться на вопросе: «А что мешало приступить к работе намного раньше? Почему обязательно требуется проверка, чтобы сдвинуть дело с мёртвой точки?» Но для ответа на него надо вернуться на несколько лет назад. Именно оттуда берёт своё начало нынешняя ситуация. Обратимся к нарушениям, выявленным Счётной палатой по Ульяновской области.
2010 год. Реестр муниципальной собственности не соответствует установленной форме и в электронном виде представляет собой папку из разрозненных файлов. В бумажном виде он не совпадает с электронным вариантом. Резервные копии отсутствуют. Реестр не утверждён решением районного Совета депутатов. По целому ряду объектов не указаны такие важные сведения, как реестровый и кадастровый номера объектов, площадки, балансовая стоимость. Не называется правообладатель. Не поименован документ, на основании которого объект отнесён к муниципальной собственности. На ряд объектов отсутствуют карточки учёта.
2011 год. Выборочная проверка показала, что в реестр Цильнинского городского поселения не включены объекты движимого имущества на 183,4 миллиона рублей. Счётная палата пришла к выводу о том, что «на день проверки органы местного самоуправления не обладают полнотой оперативной информации об объектах и стоимости муниципального имущества». Последующие два года укладываются в несколько строчек из официальных документов проверяющих: «Объектов, которые не имеют собственников, в районном Плане мероприятий не выявлено. Следовательно, работа по данному направлению не ведётся».
В других обстоятельствах показались бы убедительными доводы Владимира Смехова о том, что 535 участков, это всего лишь три процента от общей площади земель в районе. Действительно, на общерегиональном фоне они видятся «сущим пустяком». Но именно о них идёт речь в документах проверки, где говорится, что «из-за непроведения работ поселениями района по продаже невостребованных земель недополучены средства в размере 22,3 миллиона рублей». Богатые в районе поселения, если позволяют себе швыряться такими деньгами и пускать на самотёк контроль над муниципальным имуществом.
Нынешняя ситуация в экономике не располагает к благодушию и желанию выбраться из трудностей за чужой счёт. Значит, району остаётся одно – приступить к работе над ошибками. Иных вариантов нет и не будет.
Виктор Никитин