В то время как многие аграрии жалуются на нехватку средств и недостаточную поддержку сельского хозяйства, другая их часть считает, что поддержка АПК в виде субсидий и дотаций не очень-то и нужна, главное – справедливая ценовая политика. Так что делать, чтобы продукция сельского хозяйства была прибыльной для производителей и одновременно доступной для покупателей?
Весенне-полевые работы в самом разгаре. Одними из первых их начали проводить в Сурском районе, который уже несколько лет подряд числится в ряду передовых. «Работы ведутся во всех хозяйствах района. В целом району предстоит провести сев на площади в 39 тысяч гектаров, – говорит начальник управления сельского хозяйства МО «Сурский район» Александр Алексеевич Никаев. – Все работы ведутся в комплексе – подкормка посевных, боронование многолетки, культивация, закрытие влаги. Весь объем проводится в соответствии с технологическими требованиями».
В Сурском районе проведена большая подготовительная работа, в том числе и штаба по весенне-полевым работам. «В целом обеспеченность семенами в районе составляет более 100%. Все семена кондиционные, – с гордостью продолжает Александр Алексеевич. – Особенно хорошо работа организована в ООО «Чеботаевка», ООО «Агро-Гулюшево», крестьянские хозяйства «Россия» и КФХ Пронин. Все работы будут проведены в срок и все задачи будут выполнены».
Общая площадь посевных площадей в районе составляет 53 тысячи гектаров. На них выращивается подсолнечник, кукуруза, зерновые культуры, рапс. Аккуратно и с большой осторожностью в хозяйствах пробуют выращивать нут.
Сев-2014
ООО «Чеботаевка». Вот уже не один десяток лет им руководит Николай Лаврушин.
Еще не успел сойти снег, а на полях уже кипела работа, шла подкормка озимых. С помощью авиации на 1400 га озимых культур разбросаны удобрения. «Могли бы быстрее все сделать, – сетует руководитель, – но РЖД подвели. В Тольятти закупили удобрения, привезли их в Ульяновск, так они там пять дней лежали! Тепловоз не могли найти. Сколько времени потеряли. А в этом году весна ранняя, почва быстро подошла, озимые уже сухие».
Авиацию привлекают на полевые работы уже не один год. Это самый эффективный способ подкормки – удобрения распределяются планомерно и мягкая почва не уминается под колесами тракторов.
Параллельно на соседних полях шла посадка раннего картофеля. Специально для этих целей был приобретен специальный агрегат, его обслуживают два человека. Всего картофелем предстоит засеять порядка 80 га. Все сорта немецкие – «Секура», «Розара», клубни как на подбор, заготовлены еще осенью. Если погода не подведет, то урожай будет хорошим.
Полным ходом идет дискование и сев зерновых. Для этих целей в прошлом году хозяйство приобрело современный трактор марки «Клаас». «Оличный трактор», – отзывается о нем Виктор Иванович Журавлев. Он работает в хозяйстве уже порядка 28 лет. За это время успел сменить 4 «кировца» поэтому и разницу почувствовал сразу. «Комфорт в кабине, чисто, кондиционер есть. Идет легко, высокая производительность, – отзывается механизатор о новой технике. – Я на нем первый год, только учусь. Потихоньку осваиваю, настраиваю, регулирую. До осень работы хватит. Вчера бороновал, проводил дискование паров, сев. Буду работать все лето. Предстоит еще обработка паров».
Как посеешь, то и получишь
«В сезон весенне-полевых работ мы вступили с тяжелым настроем, – говорит руководитель хозяйства Николай Иванович Лаврушин. – Нам задержали рассмотрение кредита на 4 недели. За это время цена на удобрения поднялась. Закупили удобрения, доставить из Ульяновска не можем. Опять простой, не было ни одного тепловоза. Пришлось дойти аж до Самары. Это добавило нервозности».
Кстати, в 2006 году подобную нервозность доставило хозяйству «Рослизинг». «Мы перегнали в эту компанию деньги на ГСМ и на удобрения. Удобрения получили слишком поздно, когда они уже практически не нужны. А солярку завезли – она вся практически самопальная, и бензин – часть самопальный. И это не только по нашему хозяйству. Вся область пострадала. Нам поставили 40 тонн некачественного дизтоплива из 130 заказанных. От остального мы вовремя отказались. Хорошо, у нас был небольшой запас качественных ГСМ. Мы перемешали плохую солярку с хорошей – ничего, справились. А кое у кого техника из строя вышла».
Опытный аграрий Николай Лаврушин прекрасно понимает, что техника играет не последнюю роль в обеспечении хорошего урожая. В 2011 году, в соответствии с распоряжением Правительства РФ, хозяйство приобрело новые трактора, дискаторы и сеялку с 50% скидкой. Это дало толчок к дальнейшему развитию, более быстрой и качественной работе.
«Когда-то в колхозе «Родина» было 2400 га пашни, а мы на сегодняшний день обрабатываем 11 тысяч гектаров земли, – говорит руководитель ООО «Чеботаевка». Размах большой, благо и людей хватает. Сегодня только на полях хозяйства трудятся 31 тракторист и 29 водителей.
Сельское хозяйство – это сложная структура, – высказывает свое мнение Николай Лаврушин, – и я в корне не согласен с тем, кто говорит, что это бизнес. Это очень трудоемкий неблагородный труд. Потому что нет ни праздников, ни выходных. Что в животноводстве, что в полеводстве. Люди работают в две смены, а иногда трактористы и шоферы остаются круглосуточно работать. Несмотря на то, что такой ритм выдержит не каждый, люди не отказываются. За это они получают хорошую зарплату.
Почему труд не благородный? Конечно, он и благородный, потому что мы кормим людей. На сегодняшний день это самое святое. Возьмите любого – артиста, генерала, президента… Все кушать хотят. А если своего отечественного не будет – привезут из заграницы. Разницы практически никакой нет. Те заграничные фермеры накормят.
Но на сегодняшний день сельское хозяйство не на первом плане. Нарушена вся система -агроснаб, техосблуживание и все остальное.
Хорошая импортная техника, но у нас обслуживание не налажено и цены на ремонт берут с потолка. Выставляют счет за ремонт в евро, а не в рублях. Начинаешь спорить, цену за работу снижают. Ценовой стабильности нет, прейскурант нам взять неоткуда. А у нас-то на молоко и зерно есть твердая цена. Мы не можем ее из головы выдумать.
Вышел трактор из строя – отправили на обслуживание в мастерскую. Так там работают по предоплате: сначала деньги заплати, потом они запчасть купят, а уже затем будут ремонтировать. В итоге трактор простаивает 4 недели. А в такую горячую пору простивать – это настоящее преступление. И жаловаться некуда, бюро нет, контроля нет – у нас сегодня рынок. Цены тоже играют не в нашу сторону. Солярка, бензин, удобрения, химия… На все цены растут, только не на зерно и на мясо.
В 2009 зерно стоило 5 рублей, солярка – 12 рублей, удобрения – 6 рублей, мясо в живой весе – 68 рублей. Пять лет прошло, зерно как было, так и есть. Мясо КРС перекупщики закупают по 64 – 68 рублей. А цена на удобрения выросла в два раза, солярка сейчас стоит 32 рубля…
Единственный плюс – пока цена на молоко держится в пределах 20 рублей. Но как только «выйдем на травку», переработчики будут «спускать» цену.
«В агропромышленном комплексе все должно быть стабильно, – уверен Лаврушин. – Я понимаю так, если сейчас цена зерна 4 рубля, батон хлеба должна стоить 8-7 рублей. Если мясо сдаем по 68 рублей, то в магазине оно должно быть 130-150 рублей. А нет стабильности и мы не можем планировать! Ценовая политика в нашу сторону не играет. Только покупка ГСМ нам в год обходится в 27-28 млн рублей. А еще зарплата, налоги. Получается, что 12,5 тонн чистого хлеба нам надо сдать, чтобы закрыть только эти три позиции. А там еще с десяток
– запчасти, химия, удобрения, техника, энергоносители…
Приходится пробуксовывать, обращаться в банк, «залазить» в кредит. В банках заявку рассматривают долго. Но в сельском хозяйстве все расписано по дням. Там «время — деньги» в самом прямом смысле слова. Посевные, ремонт техники, уборочную, дойку нельзя отложить на завтра. К сроку должны быть закуплены и привезены удобрения, подготовлены семена, отремонтирована техника, подготовлены склады. Техника должна быть отремонтирована к сроку, подготовлены склады под зерно. Нужны кредиты, и кредиты долгосрочные и в срок!
Банкиры извиняются за задержку, но ведь извинениями сыт не будешь. Упущены сроки, деньги потеряны! «Конечно, мы пытаемся доказать, объяснить, – сетует Николай Иванович. – Только за последние 5 лет мы в Россельхозбанк вложили только процентов на 55 млн! Представьте, сколько машин и тракторов можно купить на эти деньги! Это не мы должны к ним идти, а они должны сами идти к нам и помогать!»
Естественно, многие хозяйства прогорают. В последнее время в банковском секторе сложилась сложная ситуация, возникли большие задолженности и невозвраты. «Конечно, должна быть осторожность и внимательность при выдаче кредитов, – уверен Лаврушин. – Но должен быть и индивидуальный подход к каждому хозяйству, каждому заемщику. К тому же на сегодняшний день ставка прыгает: то 10%, то 13%».
Почему хозяйство закредитова-но? – продолжает Лаврушин. – До 2010 года мы обходились только своими средствами. Но в 2010 выдалось засушливое лето, а в 2011 мы взяли технику на 51 млн и эти два неблагоприятные годы хозяйство начало пробуксовывать. А если бы мы на тот момент знали, что цена на зерно будет стабильно 8 рублей, на мясо стабильно 100 рублей, а на молоко 20, мы могли бы планировать свои доходы и расходы.
Получили мы федеральные субсидии – спасибо, получили региональные – спасибо. Но на удобрения, химию, ГСМ я за 2013 год • получил на 13 млн дотаций меньше. Цены должен регулировать федеральный центр.
Мы не хотим жить за счет федерального или областного бюджетов. На сегодняшний день ни один региональный бюджет не выдержит, чтобы содержать сельское хозяйство. Это однозначно, – уверен Николай Лаврушин. – Поддержка должна быть.
Как конкретно может помочь государство? Лаврушин считает, ответ на этот вопрос лежит на по-верхности, вот только должного внимания на него не обращают. Вот пример: региональные власти организовали закупку продуктов в хозяйстве «Чеботаевка» для государственных учреждений — школ, детских садов, больниц. Это – гарантированный сбыт. И миллионы рублей регионального бюджета не уходят перекупщикам и поставщикам продуктов из зарубежья. И везде бы так! «Ведь регионы России тратят на закупку импортной продукции больше, чем закладывают средств в своих бюджетах на поддержку села».
Восстановление производственной базы на селе, развитие социальной сферы, обеспечение достойной оплаты труда, целевые программы, прекращение банкротства сельхозпредприятий —главная, стратегическая задача исполнительной и законодательной власти всех регионов России. Только совместными усилиями можно спасти село. Нельзя сидеть сложа руки и ждать доброго дядю — никакой «денежный мешок» тогда не поможет.
Иван Дубов
P.S. Еще один повод для нервозности Николай Иванович упомянул напоследок: «Нам мешают работать. Представьте себе – семь(!) проверок за 40 дней! Санэпидемстанция, пожарная инспекция, трудовая инспекция, прокуратура, роснадзор, ветврачи, транспортная… Семь предписаний! Каждый проверяет свое. Когда работать?»