Все дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В этом году мы празднуем уже 69-ю годовщину Победы наших войск над фашизмом. Чем больше эта цифра, тем меньше остается в живых свидетелей той страшной трагедии. Накануне 9 Мая журналисты «МГ» побывали в гостях у ветерана Великой Отечественной войны – Владимира Андреевича Лебедева, проживающего в Ульяновске.
На кителе 91-летнего ветерана много наград: орден Отечественной войны I степени, орден Красной Звезды, медаль «За Победу над Германией», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», 2 медали «За боевые заслуги» и другие. Но в начале своей жизни он и представить себе не мог, как однажды изменится его судьба и история всей страны.
Первоклассник-пастушок
− Родился я 3 ноября 1922 года в селе Бухалово Некоузского района Ярославской области, − рассказывает о себе Владимир Андреевич. − В селе был общинный уклад жизни. При мне еще было так: родится девочка – землю на нее не дают, а если мальчик, то – пожалуйста, надел. Управлялась деревня наша старостами, которые на каждый населенный пункт либо назначались, либо выбирались сельчанами.
По словам Лебедева, отношения между людьми тогда были основаны на взаимопомощи и поддержке.
В их селе было много детей и молодежи, так как меньше пяти детей в семьях было редко. Вот и в доме Лебедевых было шестеро детей, Владимир среди них – старший, а значит, главный помощник родителям.
− Когда началась коллективизация, родители стали работать в колхозе. Отец был заведующим телячьей фермой, мать работала дояркой. Я же, не доходив в школу нескольких недель, в мае 1930 года стал пасти овец,− продолжает наш собеседник.
За весь пастбищный сезон, который длился с мая по октябрь, восьмилетний Вова официально имел всего лишь один выходной – на Петров день. Правда, по его воспоминаниям, заработок (16 пудов ржи, 16 решет картошки, около двух десятков яиц) был неплохой помощью его крестьянской семье. И пастухом Лебедев работал каждый год.
Окончив 7 классов, в возрасте 14 лет он поехал к дяде в Ленинград (Санкт-Петербург) на заработки.
А разговоры ходили
В большом городе он устроился на работу грузчиком, а чуть позже поступил в фабрично-заводское училище (ФЗУ). Владимир Лебедев отличался удивительным стремлением к образованию: параллельно с ФЗУ он учился в фельдшерском медицинском техникуме и занимался в яхт-клубе. Окончив училище, получил специальность мастера-литейщика и стал работать на знаменитом лениградском заводе «Арсенал». Мирное течение жизни нарушило лето 1941 года.
− Это было воскресенье, мы отдыхали в Таврическом саду, сидели на представлении, − вспоминает ветеран. − Вдруг говорят, что сейчас мы услышим объявление народного комиссара иностранных дел СССР Вячеслава Молотова. Но мы уже догадывались, что он скажет, потому что уже года полтора ходили разговоры о предстоящей войне.
По словам Владимира Андреевича, после речи Молотова сад сразу опустел, горожане брели по домам с поникшими головами. Но были и глупцы, которые, храбрясь, кричали: «Да мы их шапками закидаем!»
Но отец у Владимира Андреевича вернулся инвалидом с Первой мировой войны, и ему было что рассказать о войне с немцами…
Ленинградский фронт
Через некоторое время неприятель подошел к городу. Ленинград ежедневно бомбила фашистская авиация. На заводе Володе и его товарищам выдали фуфайки, кирзовые сапоги и сказали, что теперь они – заводская часть. Вчерашние рабочие упражнялись в стрельбе, дежурили на крышах заводских корпусов и домов, сбрасывали и тушили бомбы-зажигалки, по городу ловили диверсантов-ракетчиков, которые подавали фашистам сигналы, какие важные городские объекты следует бомбить. Участь попавшихся была известна – расстрел как предателей Родины.
Осенью 1941 года Владимир был зачислен в 78-й лыжный полк автоматчиков, который был направлен во Всеволожск. Оттуда они шли пешком по тонкому льду Ладожского озера в Новую Ладогу, где командование фронтом намечало прорыв блокады города.
Тогда стояли сильные холода, и вскоре Лебедев попал в один из вологодских госпиталей с обмороженными пальцами и ступнями обеих ног, ведь как был он в заводской фуфайке и кирзовых сапогах, так и воевать пошел, обмундирование воинам не выдали.
За «языками»
После выздоровления Владимир Андреевич был зачислен старшиной роты автоматчиков в 7-й стрелковый полк 24-й стрелковой Самаро-Ульяновской Железной дивизии. В феврале 1942 года из Вологды дивизия эшелоном была отправлена на Калининский фронт. С боями они дошли до города Великие Луки. Лебедев был назначен командиром взвода полковой пешей разведки, неоднократно брал «языков».
− Однажды мы чуть не попались немцам, − рассказывает наш собеседник. − У города Новосокольники мы напоролись на табор. Эти цыгане к немцам в услужение пошли, хотя те их ненавидели и истребляли. Мы узнали от них, что в деревне Полибино фашисты есть. Организовали наблюдение и выяснили, что они там организовали дом терпимости из русских девушек… И часто туда отдыхать немецкие офицеры приходили. Ночью мы пошли в деревню добыть «языка», от которого можно было бы получить сведения о планах наступления их армии «Центр». Операция прошла успешно, мы захватили четырех офицеров. Но тут поднялась беспорядочная стрельба по нам. Мы все же вырвались и переправились на свои позиции. Показания пленных оказались весьма ценными для командования.
Дважды — в пекло
В августе 1942 года дивизию отправили под Сталинград. Высадившись в Камышине, бойцы в полной боевой выкладке пешком прошли 120 км. Затем к советским позициям подошли немцы и открыли плотный автоматный и пулеметный огонь, засыпали минами-«лягушками», которые, подпрыгивая от земли, разрывались в воздухе, поражая своими осколками в радиусе несколько десятков метров. Наши батареи также открыли по немцам ответный огонь. Взаимная перестрелка с наседавшим врагом продолжалась до конца августа. Здесь Владимир был ранен в левую руку и контужен. Санитары вынесли его с поля боя.
После госпиталя и «выздоравливающего» батальона он вернулся в строй и был назначен комиссаром батареи 120-миллиметровых минометов в составе танкового механизированного корпуса. Батарею направили на юго-восточный участок внешней обороны Сталинграда, в Красноармейск. Везде шли страшные бои.
− Атаки фашистских танков были непрерывны в течение многих суток. Танки шли сплошной массой в четыре ряда, среди них было много «Тигров» и «Пантер» с мощной лобовой броней. Мне пришлось собрать в овечьей кошаре из оставшихся в живых солдат около ста обессилевших и измученных бойцов и повести их на прорыв немецкого заслона. С поддержкой двух танков мы с криками «Ура!» ринулись на фашистский заслон, прорвали его и вышли к своим, − вспоминает рассказчик.
В итоге Сталинградский фронт соединился с Донским, взяв противника в окружение.
Последняя битва
В марте 1943 года Владимира определили в Харьковское военно-политическое училище. Вместе с преподавателями и слушателями училища Лебедев был эвакуирован в Ташкент, а затем в Шадринск. По окончании курсов он получил звание гвардии лейтенанта и был направлен сначала на Украинский, а затем на 2-й Белорусский фронт. Молодой лейтенант был назначен комсоргом стрелкового батальона 110-й стрелковой дивизии 50-й армии.
В начале лета 1944 года началось крупнейшее наступление по освобождению Белоруссии под кодовым названием «Багратион» и разгрому фашистской группы армии «Центр».
И 27 июля при взятии немецкой траншеи лейтенант Лебедев, поднимая в атаку батальон, отважно бросился на врага с криком «Ура! Вперед!» и… подорвался на противопехотной мине. Ему раздробило ступню и голень левой ноги и взрывной волной контузило. Батальон в том бою взял назначенный приказом населенный пункт, а Владимир Лебедев был отправлен в полевой госпиталь. На этом война для него закончилась. Многие месяцы ему пришлось провести в госпиталях Казани, Саратова, где хирурги сделали все возможное, чтобы не ампутировать ему левую ногу.
В конце 1944 года выписавшийся из госпиталя лейтенант был назначен комсоргом в 60-й артполк, стоявший в городе Татищево. Затем Лебедев был переведен в Чапаевск, в резерв политуправления Приволжского военного округа, где и встретил долгожданную Победу.
Конец войны – начало жизни
Демобилизовался Лебедев в 1946 году. Женился, с супругой Ниной родили сына и дочь. Свою судьбу связал участник страшной войны с работой в органах внутренних дел. По долгу службы побывал во многих уголках нашей необъятной страны.
В 1964 году был назначен начальником отдела наружной службы УВД Ульяновской области (ныне — должность заместителя начальника УВД по общественной безопасности). На заслуженный отдых вышел в 1976 году в звании полковника милиции. Много лет он проработал еще и на Ульяновском моторном заводе.
После гибели супруги Владимир Андреевич женился во второй раз. С Верой Николаевной они вместе уже 20 лет. Часто в гости приезжают внуки и правнуки. Несмотря на солидный возраст и старые раны, ветеран не теряет интерес к происходящему вокруг и по всем вопросам имеет собственное мнение.
…С каждым годом всё меньше остается в живых свидетелей той страшной войны. Вместе с ними уходит и память. Но мы не имеем права не знать своей истории, не гордиться своими предками. Мы не имеем права забывать пролитую кровь, боль, мужество, отвагу, стойкость всех тех, кто ковал Великую Победу. С Праздником, дорогие ветераны! Долгих вам лет жизни!
Вера МЕРКУЛОВА