Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Ульяновской области продолжает проверку страховых компаний, отказывающих автомобилистам в оформлении полисов ОСАГО. Параллельно к анализу сложившейся ситуации на страховом рынке приступила региональная прокуратура. В Роспотребнадзоре столкнувшихся с произволом страховщиков горожан призывают обращаться в суд.
Проверяют все
С начала года ульяновские автомобилисты сталкиваются с серьезными проблемами при оформлении договоров ОСАГО. Практически во всех страховых компаниях, работающих в этом секторе в регионе, им отказывают в выдаче полисов, ссылаясь на отсутствие бланков, либо соглашаются заключить договор «автогражданки» при условии оформления добровольных видов страхования.
Массовые жалобы ульяновцев стали поводом для внеплановой проверки страховщиков со стороны УФАС. При этом Управление заинтересовалось деятельностью двух страховых компаний, занимающих в регионе доминирующее положение на рынке услуг по ОСАГО – ООО «Росгосстрах» (27 процентов рынка в 2013 году) и ЗАО «МАКС» (21 процент).
До 25 апреля планировалось проверить эти компании на наличие или отсутствие в их действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, но, как отметили в УФАС, проверка затянулась по следующим причинам: ООО «Росгосстрах» направило в адрес антимонопольщиков ходатайство о предоставлении дополнительного времени для подготовки и направления всей запрашиваемой информации, касающейся выдачи полисов ОСАГО на территории Ульяновской области, которая якобы хранится в Москве. От ЗАО «МАКС» получена информация о том, что количество бланков полисов ОСАГО, предоставляемых в компанию, напрямую зависит от квот, устанавливаемых Российским союзом автостраховщиков (РСА). В этой связи управление запросило у РСА информацию о порядке обеспечения бланками полисов ОСАГО страховых организаций, поясняет УФАС.
Сроки проверки в отношении ООО «Росгосстрах» и ЗАО «МАКС» продлены до 25 мая и 24 мая соответственно.
Свою проверку – уже в целом по ситуации на рынке ОСАГО в регионе – проводит прокуратура Ульяновской области, «по следам публикаций в СМИ». Как вчера рассказал старший помощник прокурора региона Василий Зима, о каких-то результатах проверки пока говорить рано.
– Необходимо определить механизм работы рынка ОСАГО, тщательно разобраться в проблеме, определить ее источник, чтобы не допустить подобного впредь, – отметил он. – При этом необходимо дать оценку не только действиям страховых компаний, но и контролирующих органов, которые призваны следить за соблюдением закона.
С сентября 2013 года основным регулятором на рынке страховых услуг является Центробанк РФ. 25 апреля в Глав-ном управлении Центрального банка РФ по Ульяновской области состоялось совещание, в ходе которого представители страховых компаний сетовали на убыточность этого вида страхования в регионе (второе место в России по этому признаку), многочисленные случаи мошенничества со стороны автомобилистов и отсутствие достаточного количества полисов в регионе. Тем не менее страховщики были предупреждены «о недопустимости искусственного срыва обязательного страхования гражданской ответственности населения Ульяновской области».
Пишите письма
Жалобы от автомобилистов получает и региональное Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области.
Однако в ведомстве заявляют, что не располагают рычагами воздействия на нерадивых страховщиков, отказывающихся заключать договор ОСАГО.
– Гражданину имеет смысл обращаться к нам лишь тогда, когда суть его претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключенному договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности, договоров добровольного страхования КАСКО и тому подобного, – говорит начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Галина Соломко. – К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков).
В случае же отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов в Роспотребнадзоре советуют обращаться в Центральный банк Российской Федерации (107016, г. Москва, ули-ца Неглинная, 12) или в региональные подразделения Банка России, информация о которых размещена на его сайте по адресу: http://www.cbr.ru/regions/.
Однако наиболее эффективная мера воздействия на страховщика – обращение в суд.
Но проблема в том, что без действующего полиса ОСАГО эксплуатация автомобиля невозможна, поэтому автовладельцу чаще всего договор страхования нужен здесь и сейчас и ему некогда писать письма и жаловаться в контролирующие органы. В Роспотребнадзоре рекомендуют автовладельцам обращаться в страховую компанию в письменной форме – заявление о заключении договора (с приложением копий необходимых документов) нужно направлять обычной почтой. В этом случае страховщик будет обязан ответить вам отказом также в письменной форме, что будет доказательством в случае судебного разбирательства. Если уж совсем невмоготу – можно согласиться на условия страховщика и оформить дополнительную страховку, а затем требовать расторжения навязанного договора и возврата денег через суд. В этом случае в ведомстве также обещают оказывать содействие.
В целом же, по словам экспертов, ситуация с ОСАГО вряд ли изменится до повышения тарифов – именно этого сейчас и добиваются страховщики. Изначально, напомним, планировалось повысить территориальные коэффициенты по ОСАГО в 31 регионе, включая Ульяновскую область (у нас – на 55-60 процентов). Теперь же Центробанк ведет речь об увеличении базового тарифа на ОСАГО на 18,9-23,6 процента. Сейчас базовый тариф на ОСАГО установлен на уровне 1980 рублей и используется для расчета конечной цены полиса «автогражданки» для каждого автовладельца.
Дмитрий Минаев
Лок
Импотенция власти.
БыдлоЗаМКадное
+100500
Здравый смысл
Эта проблема существует уже практически год. Сотни тысяч пострадавших. А антимонапольщики с прокуратурой все разбираются… Подождали бы еще пару тройку лет и ситуация сама разрешится. И почему фигурируют только МАКС и РГС? Почему не проверяются остальные страховые компании?
vladimir
А у нас что, есть и прокуратура??? Странно, где она???
Дорожник
Однако наиболее эффективная мера воздействия на страховщика – обращение в суд.))))) то есть мы ничего не можем сделать, кормимся на ваши налоги и плюём вам в лицо))) Разбирайтесь сами другими словами)))
Hermes
Ну обратитесь вы в суд, ну скажет он – “требования истца удовлетворить в полном объеме”…
растянуть его можно до бесконечности кассациями и т.п. а ОСАГО нужен, здесь и сейчас
РатмиР
Это импотенция не власти, а народа. Все только ждут, чтобы за них всё сделали и лучше будут драться в очереди у дверей страховой, чем пойдут так же коллективно отстаивать свои права.
И причём тут прокуратура, когда этим должны заниматься контролирующие органы: уфас, Роспотребнадзор и центробанк РФ.
Вождь краснокожих
Нужно добиваться через госдуму отмены обязательного автострахования. Пусть каждый сам решает нужно оно ему или нет. А страховщиков лишить доходов от этого вида страхования.
Водятел
коктейль молотова в окно офиса СК.
Иск для Роспотребнадзора
В Ленинский районный суд г. Ульяновска
Истец: Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области
в интересах неопределённого круга потребителей
Ответчик: страховая компания «»
цена иска: оценке не подлежит
госпошлина: не облагается
Исковое заявление
о защите прав потребителей
В адрес Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области поступают обращения граждан-потребителей с жалобами на действия ответчика. Суть жалоб сводится к тому, что ответчик отказывает гражданам-потребителям в заключении договоров ОСАГО, ссылаясь на отсутствие бланков полисов.
В соответствии со ст. 46 Закона «О защите прав потребителей», орган государственного надзора в сфере защиты прав потребителей вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», вопросы заключения договора страхования для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, регулируются в том числе и Законом «О защите прав потребителей».
В п. 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, сказано, что владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования.
Статьёй 426 ГК РФ установлено, что публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ, где сказано, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
Потребители неоднократно обращались в адрес ответчика с просьбой заключить договор ОСАГО и выдать соответствующий страховой полис. Однако, ответчик установленные законом обязанности не исполняет.
Таким образом, действия ответчика нарушают законодательство и ущемляют права потребителей, использующих для личных нужд транспортные средства (право на свободное передвижение) – законодательством об административных правонарушениях установлена ответственность за отсутствие полиса ОСАГО. Тем самым из-за противоправных действий ответчика, потребители не могут использовать на законном основании принадлежащие им транспортные средства.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 46 закона «О защите прав потребителей» просим суд признать противоправными действия ответчика в отношении неопределённого круга потребителей, выразившиеся в отказе гражданам-потребителям в заключении договоров ОСАГО.
Есть мнение
Не мы ли все виноваты в сложившейся ситуации? Думаю, каждый из нас может назвать не одного человека из своего окружения, который «обувает» страховые. А на самом деле- нас с вами. Ведь, по сути страхование- это своеобразная касса взаимопомощи. Все скидываются, у кого случается беда, тому выплачивают. Теперь представьте, что приходят ребята и просто так забирают 30% из этой кассы. Около 20 % идет на содержание страховщиков. Остается примерно половина. Это примерно также как с асфальтированием. Фирма выиграла конкурс, 40 % занесла кому следует, около 10 % раздала другим втянутым в процесс, осталось примерно столько же. Положить качественный асфальт не получится. Поэтому он каждый год сходит вместе со снегом.У меня иномарка. Часто подходят с предложением что- нибудь замутить со страховкой. Соблазн большой. Тем более, что иногда реально бить машину и не надо- перевесили с уже битой, выставились, гаишникам отчехлились, по суду получили бабло со страховой , навесили все взад и вот оно счастье- несколько сотен в кармане. Риска практически никакого- в самом худшем случае откажут в выплате. Ну, потеряешь двадцать- тридцать тысяч. В этот раз не получится, получится в другой. Все это происходит при нашем молчаливом согласии или одобрении, а иногда и восхищении. Разговоры о том, что страховые только и ждут, когда повысятся тарифы и ситуация с полисами сразу нормализуется, исходят от людей не отягощенных интеллектом. У меня с математикой не очень, но в этом случае даже я смог просчитать варианты. Возьмем для примера сегодняшние расклады. Допустим, стоимость ОСАГО 4 тысячи. Выплата 120. Убыточность- 91%, это без расходов на содержание самой страховой. Тариф повышается на 25% -5 тысяч. А выплата будет 400 тысяч- в 3,4 раза больше. Вопрос- какой будет убыточность? Понятно, что есть другие менее убыточные виды страхования. Но в большинстве компаний страхование автомобилей — основной вид. Никакая КАСКА не нужна. Даже с учетом судов за год одну машину можно подставить минимум 3 раза. Мой прогноз- ситуация будет только ухудшаться. Заставлять страховые продавать полисы не лучший вариант решения проблемы. Предлагались другие способы, как, например, выкладывание записей с мест ДТП с видеорегистраторов и т. д. На самом деле проблема настолько серьезная, что ее нужно решать комплексно с участием всех заинтересованных сторон. Нужна организующая сила. Насколько я помню, эта роль предлагалась Ежову, но он как-то скромно отмолчался.
Hermes
Привет, представитель страховой компании.
На улпрессе уже была приведена статистика платежей по ОСАГО и выплат по ОСАГО. И разницы в разы. О какой убыточности идет речь?
Согласен
Приходилось читать мнение генералов страхового бизнеса о нас.Мнение единодушное ульская область неблагоприятный регион для ведения дел.Названия типо культурной авиационной и других столиц чисто виртуальные.Реально мы мошеническая столица.Власти на это закрывают глаза.Молодежь занята,получает деньги,безработица сокращается,никто не бузит.На самом деле в этом бизнесе крутится огромная армия дармоедов.Кроме собственно мошеников это еще и хренова туча юристов предлагающих выбить деньги со страховых,экспертов и т.д.Каждый оттяпывает свой кусок пирога.В итоге страдают нормальные люди.Пора наводить порядок.
Из бывших
Согласный забыл про гаишников они не только леваки оформляют и назначают виноватых.У мнгих есть машины записаные на подставных.их они тоже через страховые отрабатывают.Сильно не борзеют.1-2 раза вгод.Но снимают хорошо.Участковые тоже в стороне остались.Когда мошенники к ним заявляются они им отказные постановления выписывают.От 5 тыров на карман кладут.Среди тех и других есть нормальные.Только их мало.
Советы ГИБДД
.
Да уж
походу все серьезней чем я думал
Цифры
http://www.asn-news.ru/news/45531
Представителю
Не знаю насколько можно верить этим цифрам.Хотя,вроде как,представитель ЦБ озвучивает.Сегодня погуглил по теме.Наткнулся на интересное упоминание по ульской области http://www.vedomosti.ru/finance/news/22973541/strahovoj-nol?full#cut
Односельчанин
Ну а как быть примерным водителям? Проще сказать: “не работает – тогда отменяйте!” А прибыли страховых компаний мне по барабану. Не можете- не мучайте ж…
Согласен
Поддерживаю предыдущего оратора.С какого перепугу нормальные люди должны страдать?Нас подавляющее большинство.
Из бывших
Незадолго до увольнения видел один закрытый документ об ОПГ.Таквот там страховое мошеничество называется одной из экономических причин существования организованой преступности.Если раньше бабки отстегивали комерсы за крышевание то сейчас это делаем мы с вами.
НАРОД
СМЕРТНАЯ КАЗНЬ ВСЕ ИСПРАВИТ!!!