Комитет Государственной Думы по жилищной политике и ЖКХ 15 апреля рекомендовал принять в первом чтении законопроект олицензировании компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами. Загодя в Общественной палате Ульяновской области прошло обсуждение поправок к данному законопроекту. Участники «круглого стола» высказали свои мнения в спектре от резко отрицательного до умеренного, но никак не одобрение. Отчего в обществе такое негативное отношение к законодательной инициативе государства взять под контроль управление нашей собственностью в многоэтажках? Тем более странно, что еще совсем недавно очень многие выступали за возвращение государства в ЖКХ.
22 апреля Госдума приняла в первом чтении законопроект, его суть – в обязательном получении лицензий управляющими организациями многоквартирных домов и ТСЖ, а также прохождение их руководителями квалификационных экзаменов. Также документом устанавливаются штрафы за управление домами без лицензии. Предполагалось, что Госдума рассмотрит законопроект в первом чтении в 20-х числах апреля, а вступит в силу закон о лицензировании УК уже с сентября.
Однако на Комитете Госдумы положительных отзывов о законопроекте почти не прозвучало. Председатель Комитета Галина ХОВАНСКАЯ указала, что законопроект не решает проблему ответственности УК перед собственниками жилья. Депутат Елена НИКОЛАЕВА отметила, что резкое введение законодательного регулирования может обвалить конкуренцию на рынке ЖКХ и привести к созданию преимуществ для государственных УК.
Отметим, что на местном уровне инициатива о лицензировании УК также не нашла поддержки среди региональных парламентариев. Председатель Комитета Законодательного Собрания Ульяновской области по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Геннадий АНТОНЦЕВ уверен, что этот законопроект – против собственника, но в интересах ресурсоснабжающих организаций.
– Разработчики не учли ситуацию в большинстве регионов, коренным образом отличающуюся от столичной, где и капремонт производится за счет бюджета, и бюджетные субсидии выплачиваются на содержание и ремонт, даже на жилищно-коммунальные услуги, – комментирует депутат. – В результате лицензирования в большинстве регионов самый изношенный фонд будет выведен из управления УК и ляжет на плечи муниципалитетов. Этого разработчики законопроекта признавать не хотят и отвечать за последствия тоже не будут.
На «круглом столе» в Общественной палате Ульяновской области, проходившим под председательством советника губернатора по вопросам ЖКХ Вячеслава ЯРОША, дали высказаться всем желающим. Наконец мы смогли услышать голоса не только депутатов и чиновников, но и рядовых собственников, старших по домам – тех, кого данный законопроект касается напрямую.
– В законопроекте говорится о том, что решение об отзыве лицензии, иными словами, о прекращении деятельности управляющей организации будет принимать надзорный орган, без учета решений общего собрания собственников. Это неправильно! – говорит Нина БУТОРИНА, старшая по дому по ул. Артема, 29. – Такой прецедент, например, уже был в нашем доме, когда нас приказом министра принудительно перевели на прямое абонирование электроэнергии, никто не спросил собственников, хотя мы все были против. Я считаю, нельзя давать такие полномочия кому бы то ни было, кроме собственников. Допустим, жилищная инспекция на каких-то основаниях принимает решение отозвать лицензию и собственников заставляют выбирать себе другую УК. А если потом предыдущая УК через суд докажет неправомерность действий ГЖИ, то нам, получается, придется обратно все возвращать, туда-сюда дом передавать, жильцов гонять!
– Совершенно справедливое замечание, – соглашается директор ульяновского филиала НП «Межрегиональное объединение строителей» Валентин ЛОГАЧЕВ.
– Если взять за аналогию то, что было раньше лицензирование в строительной отрасли, которое сейчас отменили, то приостановление и аннулирование лицензии – только по решению суда, но не надзорного органа.
К слову, многие эксперты, мягко говоря, удивлены, что в строительстве лицензирование отменили, нет его, например, и на проведение дорожных работ. Хотя, казалось бы, дороги
– та самая сфера, за которую отвечают государственная и муниципальная власти, именно там лицензирование и необходимо вводить в первую очередь. Но почему-то оно вводится в сфере управления многоквартирными домами, там, где все принадлежит собственникам, и это их частная зона ответственности, в которую сейчас, по сути, вторгается государство.
– Как можно совмещать в едином органе ГЖИ полномочия по надзору за состоянием многоквартирных домов и полномочия контроля над организациями, которые осуществляют управление конкретно этими домами?! – задается вопросом директор НПСРО «Симбирский дом» Григорий НИКОЛАЕВ. – Это же создает условия для возникновения конфликта интересов внутри ГЖИ и порождает причины для возникновения коррупциогенных факторов.
К лицензии прилагается список домов, за два нарушения по какому-то МКД предлагается наказывать УК и отбирать лицензию. То есть ГЖИ будет и состояние дома контролировать, и лицензии на его управление выдавать. Возникает вопрос: а где при этом будут собственники того дома? Как говорится в заключении Института экономики города, законопроект предлагает лицензировать не деятельность, а право управлять многоквартирным домом. И все это решает один государственный орган.
В отношении ТСЖ такая ситуация вообще выглядит недопустимо, ведь председатель правления товарищества – выборная должность, по решению общего собрания собственников. И как тут можно предъявлять требования по квалификации руководителя, даже если он и не соответствует, но собственники его выбрали и хотят, чтобы именно он управлял их домом… ТСЖ – некоммерческая организация, товарищество не является субъектом профессиональной или предпринимательской деятельности, и к нему в принципе неприменим институт лицензирования.
Добавим, что нигде в мире аналогов лицензирования управления недвижимостью обнаружить не удалось, да и в России такого никогда не было. То, что предлагается, – это беспрецедентный шаг, очередной эксперимент по реформированию отечественного ЖКХ.
– Когда собственники обращаются в органы власти, где сообщают о том, что условия договора управления домом не выполняются, закон предписывает разобраться в достоверности заявления и в десятидневный срок подготовить собрание жителей, где доложить результаты проверки и вынести на голосование решение либо об изменении условий договора, либо о смене управляющей организации, – комментирует Вячеслав ЯРОШ. – Как я думал, обращения граждан в государственные органы власти будут направляться в муниципальные, чтобы там, на месте, провели детальную проверку и приняли меры. Оказывается, этого не делается! Потому что у муниципальных образований не хватает специалистов, которые могли бы выступить как эксперты по данному вопросу. И в большей части идут обращения о случаях, когда уровня образованности у руководителей управляющих организаций не хватает. А государство сегодня не готовит специалистов для управления мн огоквартирными домами.
Насколько я понимаю, по этим и другим причинам и назрела необходимость введения лицензирования и квалификационной аттестации руководителей УК.
Практически единогласно все эксперты поддерживают мнение о том, что повышать квалификацию кадров в управлении МКД нам необходимо. Однако недопустимо при этом отодвигать от управления домом его собственников. Введением лицензирования государство пытается решить проблему административным, а не экономическим способом. Перекладывание ответственности за качество управления МКД на чиновников способствует культивированию пассивности населения и противоречит ранее заявленным ценностям воспитания чувства хозяина в жильцах многоквартирных домов.
Законопроект требует доработки, чтобы в нем были защищены права собственников на самостоятельность в принятии решений относительно управления своим домом. Да, мы видим массу примеров, когда жильцы огромных многоэтажек проявляют равнодушие, не участвуют в собраниях, не проявляют никакого интереса к судьбе общего имущества – в этих случаях помощь государства необходима. Но там, а таких примеров также немало, где собственники активны и желают управлять своим домом сами, без указки сверху и без чьей либо помощи, – не отбирайте у них эту возможность!
Алексей Николаев