На специальном совещании третьего апреля текущего года губернатор Ульяновской области Сергей Морозов отметил, что главной задачей, которую региону предстоит решить в самые короткие сроки, является завершение реализации программы переселения граждан из аварийного и ветхого жилья с тем, чтобы можно было войти в аналогичную программу 2014 года. Глава региона поднял вопрос о перечислении средств для обязательного долевого финансирования программы. «При невыполнении каких-либо обязательных условий Программы, – заявил он, – федеральный Фонд приостанавливает финансирование региона, принимается решение правительства России и деньги с программы переселения снимаются. Это вовсе не означает, что с муниципалитетов снимается её исполнение: за него они ответят сполна».

В этой связи жёсткая критика прозвучала в адрес главы администрации Сенгилеевского района Александра Бердникова. Здесь, например, вместо завершения строительства дома в районном центре, подрядчик и субподрядчик устроили между собой войну, перестали появляться на объекте. По мнению губернатора, по вине муниципалитета регион не может войти в программу переселения на 2014 год, ставит под угрозу срыва исполнение в этой части указа президента страны со всеми вытекающими отсюда для Ульяновской области последствиями.

Отдельный разговор о Новоульяновске. В адрес главы этого муниципального образования (и Сенгилеевского района тоже – авт.) поступило официальное письмо из министерства строительства, ЖКК и транспорта Ульяновской области. В документе сказано, что по итогам выездной проверки специалистов департамента мониторинга и контроля государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ (Фонда) Российской Федерации принято решение приостановить финансирование областной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования «Город Новоульяновск». Уточним сразу же, что речь идёт о входящем в его состав селе Криуши.

Руководству муниципалитета предлагается в срок до 15 мая 2014 года вернуть в адрес регионального министерства строительства, ЖКК и транспорта финансовые средства в объёме 43,577 миллиона рублей, из которых 34,596 миллиона составляют средства Фонда, 8,981 миллиона рублей – областного бюджета. Именно такая сумма выделялась Новоульяновску на переселение горожан из аварийного и ветхого жилья. Требование возврата объясняется коротко: «Неустранение нарушений, выявленных по результатам выездной проверки специалистами Фонда». Здесь же сказано: «Возврат средств не освобождает вас от ответственности за завершение переселения граждан из аварийного и ветхого жилья». Произошло то, о чём неоднократно предупреждал губернатор.

Сразу же уточним, что речь идёт о программе переселения 2012 года. Чтобы до конца разобраться в сути происходящего, надлежит вернуться к событиям того времени. Администрацией Новоульяновска в августе 2012 года в процессе формирования программы переселения состоялись открытые аукционы в электронном формате. По их результатам 27 августа и седьмого сентября были заключены два муниципальных контракта с фирмой «Управляющая компания «Стройинвест» на участие в долевом строительстве и приобретены 39 жилых помещений в двух многоквартирных домах по улице Затон,20 «А» в селе Криуши. Общая сумма контрактов составила без малого 49,9 миллиона рублей. Несколько позже дополнительным соглашением сроки выполнения работ на этих объектах были продлены до 31 мая 2013 года. Это, как увидим позже, не спасло ситуацию.

В период времени с 14 сентября по 20 декабря 2012 года тремя перечислениями фирма «Стройинвест» получила аванс на сумму 15 миллионов рублей. Но в оговоренные контрактами сроки работы не выполнила. Более того, с мая 2013 по январь 2014 года не проводила их на объектах вовсе. 29 ноября 2013 года по обращению администрации муниципалитета Арбитражный суд Ульяновской области принял решение взыскать с компании «Стройинвест» за невыполнение условий контрактов неустойку в размере 28,6 миллионов рублей. Это решение ответчик обжаловал и затеял судебно-прокурорскую волокиту.

После долгих препирательств с муниципалитетом «Стройинвест» 11 декабря 2013 года заключает договор строительского подряда с ОАО «Ульяновская корпорация ипотеки и строительства» на достройку 24-квартирного дома по улице Затон, 20 «А» в селе «Криуши. Но такой шаг ничего не изменил. Из предусмотренных договором 10,7 миллиона рублей для расчёта с корпорацией администрация перечислила «Стройинвесту» шесть, из которых, в свою очередь, до корпорации дошли только 3,3 миллиона.

Ситуация сегодня такова. Договор на достройку второго дома не заключен. «Стройинвест» от выполнения своих обязательств уклоняется.

Такое развитие событий можно было предвидеть. Потому, прежде всего, что мэром Новоульяновска в то время был печально известный Матвей Володарский. Именно при нём формировалась городская программа переселения из ветхого и аварийного жилья 2012 года, проводились аукционы, определялись подрядчики, заключались муниципальные контракты на реконструкцию и строительство жилья. Это он остановил свой выбор на фирме «Стройинвест» и при нём она начала нарушать контракты и договорённости. Область практически в одиночку готовила Новоульяновск к его 55-летию: ремонтировала и реставрировала концертный зал детской школы искусств, среднюю школу №2, инфекционное отделение Новоульяновской центральной больницы имени А.Ф.Альберта. Конкретно стараниями губернатора была восстановлена из небытия участковая больница в Криушах, принял своих маленьких хозяев детский сад на 160 мест, распахнул двери для всех желающих ФОК с крытым бассейном. Скоро обещает открыться с ним по соседству ещё один спортивный комплекс и большой городской стадион …

А чем же всё это время занимался «городской голова»? Он готовился к очередным выборам и загонял город в число аутсайдеров по всем без исключения вопросам, прежде всего, жилищно-коммунальной сферы и переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. Его, похоже, совсем не беспокоило, с кем и на каких условиях заключаются контракты, которые не будут выполняться с первых же дней, необходимость замены подрядчика, поведение которого в части исполнения договоренностей изначально было вызывающим. Не забеспокоился он даже тогда, когда срыв реализации программы переселения стал предметом внимания со стороны прокуратуры и следственных органов. Более того, Володарский открыто игнорировал растущее недовольство методами его работы со стороны жителей города и руководителей области.

На выборах октября 2012 этот, с позволения сказать, политик и администратор с треском вылетел из насиженного кресла. Но оставил по себе недобрую память и тяжёлое наследство, лишая Ульяновску область возможности участвовать в реализации программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Нет сомнений, что правительство и губернатор сделают всё возможное, чтобы вернуть во многом утраченные позиции. Но все хорошо понимают, что сделать это будет непросто.

Виктор Никитин