Попав под колеса машины, пешеход может пострадать дважды – потеряв здоровье, еще и возмещать материальный ущерб за поврежденный автомобиль.

Летом 2012 года житель Ульяновска Ильдар Ильмендеев при попытке перебежать дорогу был сбит автомобилем. Получив перелом ноги и двух ребер, а также сотрясение мозга, Ильдар в общей сложности три месяца провел в больнице. При этом около 40 тысяч рублей пришлось потратить на дополнительные средства реабилитации.

Наезд произошел вне зоны пешеходного перехода, комиссия в ГИБДД признала виновным в ДТП пешехода.

На то, чтобы доказывать свою правоту, у Ильдара не было ни сил, ни желания.

Не стал он предъявлять никаких претензий и к водителю иномарки.

Каково же было удивление Ильмендеева, когда спустя полтора года пришла повестка в суд, страховая компания, у которой по КАСКО был застрахован автомобиль, сбивший пешехода, в своем иске требовала с виновника ДТП возместить расходы на ремонт машины в размере 96 тысяч рублей.

Случай за последние годы не такой уж и редкий. По словам главы межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимира Соколова, за 2010-2012 годы на дорогах пострадало более 200 тысяч пешеходов, примерно 45 процентов из которых признаны виновниками аварий. В 2011 году появились первые факты предъявления страховыми компаниями пешеходам и семьям погибших пешеходов, ставших виновниками ДТП, требований о возмещении ущерба по застрахованному автомобилю.

В связи с ростом обращений в «Союз пешеходов» от пешеходов, пострадавших по простой неосторожности и признанных виновными в ДТП, активисты движения направили письмо в Центральный Банк России (мегарегулятор страхового рынка) с обоснованием необходимости принятия мер, которые исключат из Закона пункт, касающийся пострадавших пешеходов. Ранее аналогичныеобращения направлялись в Минфин РФ и администрацию президента РФ и были поддержаны этими органами исполнительной власти. Однако ситуация до сих пор не изменилась.

Действия страховых компаний в «Союзе пешеходов» расценивают как безнравственные и незаконные. По законам, у водителя действительно есть право требования возмещения ущерба у виновника его причинения (в том числе у пешехода), однако одновременно водитель обязан компенсировать причиненный вред жизни и здоровью пешехода. Причем независимо от виновности пешехода в ДТП, потому что он управлял средством повышенной опасности. Сложившаяся же ныне в судах ситуация имеет принципиальное отличие. К страховым компаниям, оплатившим ремонт автомобилей по КАСКО, переходят права требования потерпевшего к виновнику в размере 100 процентов оплаченного ущерба. Так записано в Гражданском кодексе РФ. Однако в суде происходит неэквивалентная подмена истца вместо физического лица, управлявшего средством повышенной опасности и обязанного компенсировать причиненный вред здоровью и жизни пешехода, выступает страховая компания, не имеющая таких обязательств.

Иногда пешеходы успевают получить от водителей по суду возмещение за вред здоровью и моральный ущерб. Но потом по суду страховщики взыскивают с пешеходов суммы, превосходящие полученные. Таким образом, денег на необходимое лечение, не предоставляемое по обязательному медицинскому страхованию, и реабилитацию просто не остается. Напомним, что ответственность водителя за причинение ущерба третьим лицам застрахована. Для пешеходов такой страховки пока не существует.

Дмитрий Минаев