Тем, что весной вместе со снегом в Ульяновске сходит асфальт, уже мало кого удивишь. Отчеты чиновников и госавтоинспекции звучат как сводки с фронта: с начала года неудовлетворительное состояние проезжей части стало причиной более чем ста ДТП. Боевые действия идут на самих дорогах: подрядные организации борются за жизнь городских магистралей. «Русская планета» попыталась выяснить, все ли средства хороши в этой войне, и какое оружие припасли дорожники на новый сезон.
«Что нам снег, что нам зной, что нам дождик проливной…»
Железнодорожный район Ульяновска. Улица Автомобилистов. Здесь небольшой поток машин, поэтому ремонтная бригада работает в спокойном режиме: места, где дорожное полотно разрушилось, готовят к ямочному ремонту. Поставить «заплатку» — самое простое и быстрое, что можно сделать с выбоиной. Однако даже этот процесс требует неукоснительного соблюдения множества правил. Например, проводить работы можно только при определенной температуре воздуха на сухом и чистом покрытии, а в дождь и вовсе выходить на дороги нельзя. Эти требования прописаны в специальной технологической карте, которую нам вручает начальник производственно-технического отдела муниципального предприятия «Дорремстрой» Дмитрий Полежаев.
– Сначала идет подготовка: либо фрезерованием, либо отбойным молотком. Делаем контур и кромку: должен получиться прямоугольник с отвесными стенками и ровным дном. Затем убираем старый асфальт, пыль, грязь: ослабленный материал должен быть удален из всех зон выбоины. Доходим до основания и смотрим, есть ли там сетка: если есть — тоже снимаем до цельного основания, продуваем, прочищаем и проливаем бетонной эмульсией. В зависимости от глубины ямы смотрим, требуется ли укладка щебня. Сверху укладываем новый асфальтобетон с учетом утрамбовки с напуском и выравниваем края. Все! — рассказывает «гид» по дорогам.
В это время бригада «Дорремстроя» обрабатываем одну из ям. Всего на участке их три. Поэтому применяется ямочный ремонт, то есть локальный, точечный. В случае если ям и трещин много, и они идут одна за другой, делают карточный ремонт: на участке до 25 м2 — ручным способом, а на участке большей площади — с помощью асфальтобетонного укладчика. Но принцип подготовки места и его обработки такой же, как и у ямочного ремонта, объясняет Дмитрий Полежаев. Правда, для карточного необходимо, чтобы среднесуточная температуры воздуха стабильно не опускалась не ниже 10-15 градусов тепла.
– Видите, здесь бригада работает довольно спокойно, потому что машин очень мало. На оживленных участках с этим сложнее. По-хорошему дороги нужно перекрывать для того, чтобы асфальт успел остыть, уложиться нормально, — пытается объяснить, почему дорожное покрытие в Ульяновске так недолговечно Полежаев.
Причин для этого несколько. Среди них, в частности, и погодные условия. Так, весной, когда начинает таять снег, влага попадает в небольшую трещину, за ночь, когда температура понижается, она замерзает, а днем снова оттаивает. Такие процессы губительны для дорожного полотна. Поток машин, который в последние годы значительно вырос, не самое лучшее качество исходных материалов, используемых при производстве асфальтобетона — все это, так или иначе, влияет на состояние дорог. Лучшим «лекарством» для них стал бы капитальный ремонт, при котором полностью снимают покрытие и укладывают несколько слоев нового. Однако это дорого.
– Мы ведем анализ тех ям, на которые поставили «заплатки», — подключается к разговору директор предприятия Андрей Полежаев. — Вот, например, взять ремонт 2013 года: «заплатки», которые мы поставили, стоят, а ямы образовались в новых местах. Где-то дорожное полотно сильно изношено, местами не соблюдены технологии укладки асфальта и его качество. Это связано еще и с тем, как проводятся торги на ремонт: организации перебивают друг у друга заказы за счет снижения цены до минимума, а потом подрядчику, получается, нужно уложиться в эту цифру.
Экономия, правда, может вылиться в то, что придется за свой счет еще раз укладывать асфальт. Чтобы избежать этого, «Дорремстрой» проводит целый ряд испытаний своего материала и работ. Во-первых, асфальт здесь производят самостоятельно, для этого есть три специальные установки. Во-вторых, контроль качества начинается еще с момента поступления материалов от поставщиков. В-третьих, пробы берут и у готового покрытия, а отремонтированный участок осматривает мастер.
«Мы не Москва, и это нужно понимать!»
О том, что контроль над качеством дороги должен начинаться с момента поставки исходных материалов, говорит и главный инженер компании «Ремстроймост» Радик Куликов. Структура организации впечатляет: у нее есть свой завод, собственная лаборатория, аккредитованная в Москве, и большой парк техники. С него и начинается наша экскурсия по «Ремстроймосту».
– У нас есть асфальтоукладчик с гусеничным ходом, который в отличие от колесного при наезде на камень не образует волну. Каток заграничный используем. Ежегодно техника проходит проверку, зимой проводим необходимый ремонт. Есть и новые технологии, например, укладка литого асфальта зимой при температуре до минус десяти градусов. Для этого используется специальная немецкая установка, которая как термос нагревает смесь до 220 градусов. Она «связывается» с уже существующим покрытием и заполняет поры.
«Ремстроймост» находится недалеко от подъезда к новому Президентскому мосту. Компания укладывала левый подход со стороны Заволжского района в 2009 году. В этом году покрытию исполняется пять лет, основной период, когда чаще всего происходят разрушения, уже пережит.
Экскурсия продолжается пешей прогулкой до самого завода, который производит до 80 тонн смеси в час. Сейчас здесь затишье: к карточному ремонту компания приступит после майских праздников, когда обещают потепление. Тогда здесь приступят к заготовке асфальтобетона. Для его производства используют отечественные материалы: щебень завозят из карьера, расположенного в Челябинской области, речной песок — из Татарстана, битум — из Сызрани или Новокуйбышевска, минеральный порошок — из Жигулевска. К поставщикам вопросы возникают крайне редко, говорит главный инженер «Ремстроймоста»: это уже давно проверенные компании, с которыми работают уже больше пяти лет.
Смесь изготавливается по заранее согласованным рецептам. Они, кстати, регулярно обновляются. А сама смесь проверяется не только в местной лаборатории, но и специалистами регионального департамента автомобильных дорог. После укладки асфальта проводится контроль уровня уплотнения, ведь именно его недостаточность может стать причиной разрушения дорожного покрытия.
«Ремстроймост» в этом году стал победителем первого конкурса на проведение карточного ремонта в Ульяновске, рассказывает председатель городского комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Валерий Духно. К работам подрядчик должен приступить с 12 мая и завершить их не позднее 1 сентября. Общая площадь подлежащего замене асфальтового покрытия составляет 135 тыс. м2.
– В мае состоится еще один аукцион на карточный ремонт дорожного покрытия на общую сумму порядка 300 миллионов рублей. По его итогам в июне планируется начать ремонтировать участки 33 улиц общей протяженностью 36 километров. В настоящий момент комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта подготовлены дефектные ведомости и смета предстоящих работ, — сообщил собеседник.
«Все попробуем!»
Конечно, качество асфальта на совести не только производителей и подрядчиков. При региональном департаменте автомобильных дорог есть специальная лаборатория. Она оборудована современной техникой, которая позволяет проводить все виды испытаний в соответствии с закрепленной областью аттестации.
– Наши специалисты каждый день выезжают на закрепленные участки: за каждым — по четыре района и два завода. График выезда разрабатывается на неделю вперед, — рассказывает начальник отдела контроля качества работ департамента автомобильных дорог Ульяновской области Надежда Чернокрылова. — В связи с увеличением объема дорожных работ в предыдущие два года мы приобрели автомобиль для выездов инженеров, керноотборник для отбора кернов из готового покрытия, два прибора экспресс контроля асфальтобетонного покрытия PQI-380 и прибор оценки модуля упругости грунта и щебеночных оснований, пресс для испытания асфальтобетонных образцов. А в этом году планируем приобрести еще один автомобиль и керноотборник для осуществления более оперативного контроля дорожных работ по Ульяновску и Димитровграду.
Основная работа — «в полях», точнее — на дорогах региона, а также на заводах. В 2014 специалисты лаборатории уже посетили пять ульяновских АБЗ, смеси с них находятся на испытании.
Проверяет лаборатория и качество уплотнения асфальтобетонного покрытия после его укладки. Процесс трудоемкий: сначала отбираются вырубки из покрытия керноотборником, затем выполняется экспресс-анализ прибором PQI–380, после оформляется протокол с заключениями о соответствии показателей качества пробы требованиям нормативов.
Так, в 2013 году по Ульяновску отобрали 93 пробы и выполнили десять замеров уплотнения. Итог — 13 предписаний о нарушении правил производства дорог.
– Конкретно была установлена недостаточная очистка основания перед укладкой асфальта, на готовом покрытии имелись шероховатые участки, пятна сегрегации, вдоль остановочных площадок лужи на покрытии, нет уплотнения покрытия по результатам испытания отдельных проб. Протоколы и предписания были направлены в городской комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта, — поясняет Надежда Чернокрылова.
Между тем проблема дорожной отрасли регулярно всплывает не только на заседаниях во властных структурах. Госавтоинспекция уже не первый год прибегает к крайней мере — перекрывала улицы, плохой асфальт на которых создавал угрозу здоровью и жизни людей, общественники обводят ямы белой краской, чтобы привлечь внимание, а правоохранительные органы изобличают тех, кто незаконно тратит деньги, предназначенные на содержание и ремонт магистралей. Один из последних примеров — обвинение экс-директора муниципального предприятия в попытке хищения более двух миллионов бюджетных средств. Бывшему руководителю грозит реальный срок лишения свободы до десяти лет.
Тем временем, бригады дорожников продолжают ямочный ремонт на улицах Ульяновска. На дорогах высшей и первой категории его должны завершить до 15 мая. Чтобы сразу же направить основные силы на дороги второй категории.
Губеру
От Дачного до Сельди практически невозможно проехать- скорость 5-10 км/ч, а еще камер фотофиксации там навтыкали – для кого спрашивается и где же эффективность таких бюджетных вложений?!
представитель
небольшая корректировочка: Вместо “в асфальт” следует читать “в карман”
представитель
Ишо уточнения…К 15 мая 2015 года….Сделают дороги по первому разряду,а к 2016 перейдут к дорогам по 2 разряду…Ух заживем,будем рассекать как по дорогам все той же Швейцарии?Тогда уж точно и по качеству дорог тоже выйдем на первое место в России !!!Высшей категории это По Радищева и Федерации…!
Аватар
Кто статейку заказал? Оказывается наши дорожные службы ангелы, которым просто мешают работать! А ещё по асфальту которым они заляпывают ямы ездят негодяи на машинах!!! А то , что из ям вы делаете бугры, асфальт вылетает через несколько дней – это нормально? ПОЗОРИЩЕ !!!!!!
бабай
“новые технологии” укладки асфальта в два слоя с разделительной сеткой – вредительство и удорожание работ. Дорогу до Мелекеса наши отцы делали по старым технологиям и эти дороги без ремонта стоят 30 лет. а по “новым технологиям” не выдерживают года. Причина в укладке второго слоя на пыльную и грязную поверхность. Разделение слоев ухудшает монолитность и прочность асфальта.
Маркетолог
Андрей Полежаев (директор МУПа) и Дмитрий Полежаев (начальник ПТО МУПа) – вероятно не родственники, нет!
узтс
мост на московском шоссе заляпали охуеть как ебалом министра бы поводить по этим буграм ублюдки