Газета это деревня в Свердловской области, но о ней чуть ниже, а пока о городах Сергиевом Посаде (Подмосковье) и Ярославле. Все эти населенные пункты, включая Газету, о которых рассказал в разные дни телеканал ОТР, связывает одно пещерные условия жизни их обитателей.

Сергиев Посад совсем близко от блистательной столицы нашего государства, богатой, кишащей миллиардерами и миллионерами, но впечатление такое, будто Москва – на одной планете, живописной и роскошной, а Посад – на другой, хилой и безжизненной.
ОТР показывает старый деревянный двухэтажный дом в центре Посада, в котором живут семь семей. Можно сказать, что этот дом сгнил дотла. Лестница частично обрушилась, провалились и полы на площадках как первого, так и второго этажа. Горячей воды и отопления, понятно, нет. Помещения обогреваются кирпичными печками. В одном крыле дома пол под ними сгнил, и однажды печка со второго этажа рухнула вниз, на печку первого этажа, и обе вместе – уже в подвал. По счастливой случайности рядом с ними в это время никого из домочадцев не было и обошлось без жертв.
При журналистах дом осматривал представитель мэрии. Жильцы пригласили его зайти внутрь, но он, заглянув в «подъезд», от этой идеи отказался, заявив, что да, дом давно непригоден для проживания людей (ему 200 лет. – Ред.). В мэрии знают об этом, «работают над проблемой переселения», но денег в городском бюджете нет, и когда вопрос может быть решен, сказать не могут.
Сколько таких домов в Сергиевом Посаде, в сюжете не сообщили, но вот в Ярославле их сотни. На экране – один из этих «дворцов». В нем тоже ни отопления, ни горячей воды, ни ванны. В одной из комнат площадью примерно 15 квадратных метров молодая мать с детьми. У этой дурехи их трое. Старшие, по виду, уже школьники. Женщина рассказывает, как греет в кастрюле воду, выливает ее в большую пластмассовую лохань, тут же в комнате, и купает в ней детей. Помыть бы их в бане, однако таковой в обозримой округе нет.
В Древней Руси люди мылись в печах, покрывая их под (плоскость, на которую кладутся дрова) соломой, чтобы не измараться в саже, но в этих ярославских домах таких вместительных печей нет, а в Сергиевом Посаде какие и были – рухнули. Ярославская власть наличие «проблемы» тоже признает, но констатирует, что деньги на ее решение «пока не находятся».
В репортаже из свердловской деревни Газета вечереет, и старушка зажигает керосиновую лампу.
Женщине, вероятно, восьмой десяток, но она никогда не жила с электричеством, поскольку в Газете его никогда не было. О газе уж и говорить не приходится. Пищу готовят в печках, стирают, как придется, полощут выстиранное белье в деревенском пруду. Во времена СССР планировалось подвести к Газете электричество от расположенного в восьми километрах соседнего села, но выполнить план не успели: советская власть пала. И уже больше 20 лет при новой власти жители деревни хлопочут о строительстве электролинии в их Газету. Ездят по конторам, сочиняют в разные инстанции обращения – все без толку.
«Сердобольные» энергетики предложили газетчанам провести свет за счет самих жителей, запросив с них за эту услугу семь миллионов рублей. В деревне полтора десятка дворов, и с каждого приходится таким образом по полмиллиона. В ответ Газета и решила написать письмо Владимиру Путину. А света по России нет, говорят, в тысячах сел и деревень. Нет в них, соответственно, и радио с телевидением, и жители, на их счастье, не знают ни о чем, что творится сегодня в мире.

Артур Таниев