Два краеведческих издания презентовали на этой неделе. Об одном из них заведующая Домом-музеем Ленина Татьяна Брыляева сказала: «Бытует мнение, что Россия – страна с непредсказуемым прошлым.
Документы, опубликованные в этой книге, отрицают его». Речь идет о сборнике документов и материалов «Культура Симбирского-Ульяновского края».
Издание подготовил и опубликовал коллектив авторов – сотрудников Государственного архива новейшей истории Ульяновской области. Как пояснил его директор Владимир Миронов, одно из главных мероприятий архива – рассекречивание партийных документов КПСС. Сейчас их пустили в научный оборот, они в полной мере доступны общественности. Более 400 документов охватывают почти столетний период в истории государственной политики в области культуры – с 1917 по 2013 годы. Самое главное, отметили прочитавшие книгу, что документы не вольно пересказаны составителями сборника, а представлены в подлинном виде. Нас заинтересовало, как отразилось в документах влияние государства на культуру.
– Судя по официальным документам, серьезного давления не было, – рассказал один из авторов-составителей издания Андрей Пашкин.
– Более того, мы приводим документ, свидетельствующий о том, как общественность была возмущена выступлением Булата Окуджавы в Ульяновске в 1967 году. Он свободно высказался о советских поэтах (в частности, говорил, что не стоит обожествлять Маяковского. – Ред.) и выступил в защиту бардов, которые пели «нецензурные песни». Общественность не оценила его выступления, и обком партии был завален огромным количеством писем с требованием, чтобы деятелей культуры такого рода больше не привозили.
Известно, что в 20-е годы шла жесткая политика искоренения культуры, которая в документах почти не прослеживается: все те коллективы, которые не подчинялись политике партии, не могли гастролировать. Однако партия не только использовала культуру как идеологический продукт, но и одновременно давала ей значительное финансовое покровительство, которого она в 1990-е годы, к сожалению, лишилась.
От себя добавим, что организованное письмо в «защиту культуры» и против Окуджавы, Бродского, Ростроповича, Солженицына были частью культурной политики государства. Кто теперь не знает песен Окуджавы? Кто помнит имена авторов тех доносов? Но – к сборнику. При всей серьезности издания в нем немало страниц, вызывающих улыбку. Письма, отчеты, аналитические справки – все это и большой материал для исследований, и, порой, занимательное чтиво. Удивительно, что годы спустя мы можем увидеть, как в истории происходят похожие события. Например, подмена в 2000-х годах Дня Октябрьской революции Днем народного единства – не первый опыт государственных манипуляций. На заре социализма в России «неудобные» религиозные праздники заменяли идеологически «правильными» светскими: так появились «комсомольские святки» и «комсомольское рождество».
Сборник издан небольшим тиражом – всего 250 экземпляров, но его можно читать в библиотеках города.
Кроме того, на сайте Государственного архива новейшей истории Ульяновской области для публичного доступа предоставлена электронная версия книги.
Совсем другая по внутреннему наполнению книга известного ульяновского краеведа Натальи Гауз «По адресам памяти». Ее статьи посвящены разным событиям и личностям из российской истории, имеющим непосредственное отношение к Симбирской губернии. Все они открывают для читателя, в том числе искушенного, «белые» пятна в истории края. В частности, член Российского кадетского братства Виктор Каплин признался: когда прочитал раздел об Александре Васильевиче Суворове, понял, как мало знал о великом полководце. А краевед Ольга Свешникова заметила, что Гауз, в отличие от многих своих коллег, исследует малоизученный период – первую половину XIX века и еще более раннее время. Поэтому, например, она пишет не о декабристе Ивашеве, а об его отце. И не о самой поездке Пушкина по пугачевским местам, а о малоизвестных записках сопровождавшего Емельяна Пугачева в Москву майора Рунича. Документально точные, созданные с настоящим писательским азартом статьи так отзываются о сборнике Натальи Гауз его первые читатели.
Анна Михайлова