Близится к завершению срок, отведенный для одобрения схемы теплоснабжения Ульяновска, после чего ее отправят на утверждение в Москву. Разработала схему компания монополист на рынке тепловой энергии, и этим все сказано.

Для многих, думаю, не новость, что такой системы теплоснабжения, какая была в СССР и которая сохранилась сегодня в России, нигде в мире больше нет. То есть нет такого, чтобы тысячи жилых домов отапливались и снабжались горячей водой от одной ТЭЦ. В той же Европе это не практиковалось и до Второй мировой войны, и тем более – после нее, когда полконтинента оказалось разрушенным в ходе боевых действий. Если бы в Европе была тогда нынешняя российская система, люди бы при разбомбленных ТЭЦ не выжили, замерзнув в холодное время.

СССР военный опыт не учел либо верил, что такое больше не повторится, и избрал стратегию больших ТЭЦ. Это был экономный способ обогрева для потребителей, хотя и достаточно накладный для государства, основного и единственного инвестора капитального строительства. Считать деньги в стране было не очень принято, и как образец этой расточительности вспоминаются, например, трубы отопления, шедшие от ТЭЦ-2 в новом городе до базы отдыха «Лесная быль», лежащей километров за 15.

Во что прокладка такой отопительной системы обошлась? В общем, это было нонсенсом. Но главное, что такая схема крайне уязвима, ведь достаточно крупной аварии на ТЭЦ или внешнего воздействия на нее, и 100200 тысяч человек будут разом обречены на катастрофу.

В последние годы, когда оживилось жилищное строительство, Ульяновск начал уходить от этой унификации. В новых домах появились крышные котельные, дворовые – на несколько домов, а также поквартирные обогревательные приборы. Город в целом становится менее уязвимым в смысле теплоснабжения. И как побочный эффект – в новостройках тарифы на тепло оказались значительно ниже, чем от ТЭЦ. В самые холодные месяцы прошедшей зимы, например, в некоторых домах они не превышали 20-25 рублей за квадратный метр, тогда как от ТЭЦ доходили до 80 рублей за метр.

И вот все это разработанная монополистом схема планирует разрушить. Квартальные котельные предлагается закрыть, а все прочие – просто запретить, переведя дома на поставку тепла от ТЭЦ. Больше ничего в схеме собственно и нет, только этот мотив по Фрейду: всех подмять и диктовать цены уже какие захочется.

Власть или население будут ерепениться, тогда город можно будет и обесточить, и быстро добиться послушания. И их не волнуют никакие соображения безопасности. Ну рванет, так что – соберут манатки и удалятся на свои Канары.

Когда Закон «О теплоснабжении» обязал города разработать такие схемы, ульяновское чиновничество, похоже, стушевалось, не зная, что делать, и перепоручило разработку тем, кого обычно не рекомендуется ставить на охрану капустных полей. И еще власть, возможно, расценила обязание ее законодателем как факт сдачи Ульяновска тем самым «охранникам», но это, думаю, не так. Поручение разработать схему теплоснабжения города означает, что хозяином этой сферы и ее куратором законодатель признает городскую власть, как ни хотелось бы монополисту думать иначе, и хочет, чтобы власть за эту сферу отвечала. В том числе, конечно, и за ее безопасность. А это означает, что уничтожение котельных не на пользу городу и его жителям, а как раз наоборот.

Василий Мельник