На прошлой неделе в Ульяновске состоялось очередное, уже третье по счету, заседание Совета промышленных экологов. На эту встречу приехали несколько десятков специалистов, работающих на крупнейших предприятиях нашего региона.
Площадка для экологов
– Напомню, что цель создания нашего Совета – максимально широкое рассмотрение тех экологических проблем, которые возникают у предприятий и организаций. На мой взгляд, эта площадка для обсуждения используется нами не в полную силу: к примеру, мы легко могли бы с вами избежать той скандальной ситуации, когда в апреле 2014 года теплоэнергетики объявили о необходимости сноса 700 зеленых насаждений на проспекте Созидателей. Прежде чем выносить подобные решения, необходимо детально обсудить данный вопрос в кругу специалистов, – отметил в своем вступительном слове директор областного Департамента природных ресурсов и экологии Амир Галяутдинов.
По его словам, основная проблема промышленных предприятий – неграмотное обращение с отходами.
– Нарушения закона об отходах производства и потребления наиболее часто встречаются при проведении проверок. При этом нужно учитывать, что за такие нарушения полагаются достаточно серьезные санкции – от крупных штрафов до приостановки деятельности организации. Так, после нашей недавней проверки трех асфальтобетонных заводов один из них прекратил свою работу, – сообщил руководитель Департамента.
В свою очередь начальник отдела госэконадзора Управления Росприроднадзора Алексей Орлов поделился следующими цифрами: на 46 областных предприятиях, в которых проводились проверки в прошлом году, было выявлено 159 нарушений на «тему» отходов. Организации выплатили в связи с этим штрафы на сумму более 3-х миллионов рублей.
Сизый дым наУЗТС и свалка в Дачном
Кстати, прямо на заседании один из промышленных экологов обратил внимание на вполне конкретную проблему дальнего Засвияжья.
– На территории бывшего УЗТС сейчас функционирует асфальтобетонный завод. С завидной регулярностью предприятие выбрасывает в атмосферу облако пахучего сизого дыма, от которого страдают как работники соседних предприятий, так и жители близлежащих домов. Сколько мы ни обращались с этой проблемой – все бесполезно, – сказал выступающий.
Амир Галяутдинов признал, что проверка подобных предприятий вызывает в настоящий момент ряд сложностей – в основном юридического характера.
– Дело в том, что инспекторы не имеют права начать проверку организации без предварительного уведомления и согласования. Естественно, что соблюдение всех этих формальностей дает предприятию время для того, чтобы основательно подготовиться к приходу проверяющих. В итоге – у них и все документы в порядке, и вредные выбросы на момент проверки отсутствуют, – пояснил директор Департамента.
Если же говорить о внеплановых проверках, то они также должны согласовываться с вышестоящими инстанциями: к примеру, в 2013 году из 100 процентов тех организаций, которые неплохо было бы проверить внепланово, согласовано было всего 2 процента.
К слову, на этой же встрече экологи озвучили еще одну проблему, которая уже не связана непосредственно с промышленными предприятиями. Они указали на безвыходную ситуацию, в которой уже не один год находятся жители пригородного поселка Дачный.
– Улица Степная в этом поселке – одна большая свалка, с которой постоянно летит мусор, там часто возникают пожары, она же – источник размножения крыс, от которых страдают местные жители, – заметила одна из выступающих -жительница указанного поселка.
В ответ Галяутдинов пообещал провести проверку данного населенного пункта.
На мусор бумаги жалко?
Оживленную дискуссию среди собравшихся специалистов вызвал вопрос об отчетности, которую предприятиям необходимо регулярно предоставлять надзорным органам.
– Больше всего сложностей у вас, вероятно, возникает по поводу учета в сфере обращения с отходами. Учет ведется как в целом по юридическому лицу, так и по каждому структурному подразделению – цеху и площадке и т.п. Даже если отходы отсутствуют, отчеты все равно следует заполнять. Кроме того, очень важно отслеживать конечную «судьбу» отходов, имеющих повышенный класс опасности. Если предприятие передает мусор фирме-транспортировщику, то экологи предприятия должны проследить, чтобы сами отходы в итоге оказались у организации, которая имеет соответствующую лицензию на их утилизацию, – заявила замначальника отдела госэконадзора Управления Росприроднадзора Наталья Мартынова.
Главная проблема заключается в том, что отчетность по отходам, представленная в бумажном виде, порой достигает столь гигантских объемов, что на предприятии начинают скапливаться целые библиотеки документов. Например, ежемесячный отчет по отходам только одного структурного подразделения крупного ульяновского предприятия может занимать до 140 страниц.
В связи с этим экологи предложили вести данную документацию в электронном виде.
– Согласно федеральному законодательству, вести отчетность необходимо – цитирую – «в бумажном и (или) электронном виде». Это означает, что бумажная отчетность обязательна, а в электронном виде – по вашему усмотрению, – сказала Мартынова.
Участники заседания сначала засомневались в правильности такой трактовки, а затем предложили выступить с законодательной инициативой по изменению этого требования.
– Какое может быть соблюдение экологических требований в том, что мы расходуем тонны бумаги на отчетность по отходам? И это в то время, когда везде говорят о переходе на электронный документооборот!
Директор областного Департамента природных ресурсов предложил членам Совета промышленных экологов сформулировать эту инициативу «на бумаге» – для того чтобы проанализировать упомянутую возможность с юридической точки зрения.
Также на заседании прозвучала идея о том, чтобы начать использовать специальные компьютерные программы для заполнения отчетов. Однако все, как всегда, уперлось в финансы: не каждая организация (особенно небольшая) сможет позволить себе купить дорогое программное обеспечение.
Где сажать деревья?
Любопытная позиция была высказана участниками встречи и в отношении сноса деревьев, расположенных на коммуникациях. Некоторые из промышленных экологов обратили внимание на то, что о зеленых насаждениях гораздо чаще вспоминают, когда их ликвидируют, нежели когда их сажают.
– Власти не спрашивают нашего разрешения, когда производят посадки деревьев. И только затем выясняется, что зеленые насаждения расположены над старыми тепломагистралями или другими коммуникациями!
Амир Галяутдинов в связи с этим предложил обратиться к руководству муниципалитетов.
– Безусловно, планы по озеленению должны согласовываться с крупными предприятиями и организациями, чтобы в будущем избегать «зеленых скандалов». Я считаю, что Совет промышленных экологов – самая подходящая площадка для этого.
Создадут «зеленый фонд?
В завершение встречи специалисты подняли актуальный вопрос о так называемой «плате за негативное воздействие на окружающую среду».
– Данную оплату производят все организации, даже небольшие торговые павильоны. В 2013 году в нашем регионе по этой статье было собрано 147 миллионов рублей. Проблема же здесь заключается в том, что эти деньги уходят в федеральный, региональный и муниципальный бюджеты и не имеют «целевого характера». По логике, все указанные средства должны расходоваться на природоохранные мероприятия, а они уходят в бюджет «вообще», – заметил руководитель областного Департамента.
По этой причине региональное Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов предложило создать некий общий фонд, куда уходили бы деньги «за негативное воздействие» и средства которого могли быть потрачены только на «зеленые» мероприятия. Пока данная инициатива находится на стадии рассмотрения.
Евгений Нувитов