Безумным Шляпником из знаменитой сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес» и популярным направлением в искусстве, стимпанком, вдохновлен новый спектакль Ульяновского театра кукол «Как обрести друга». Невероятно красивую и совершенно необычную для столь наивной истории сценографию создал главный художник театра Дмитрий Бобрович.
Пьесу «Бука» Михаила Супонина ставят очень часто. С помощью этой наивной истории актеры учат детей знакомиться, дорожить дружбой, не обижать товарищей. Незамысловатый сюжет не требует ни большого труда, ни особой фантазии: персонажи – три клоуна, зайчик, медвежонок и белочка, а весь реквизит помещается в двух чемоданах. Но Бобрович еще в детстве отличался особым видением мира, его удивительные картины легко узнаваемы на любых выставках. Придя несколько лет назад в театр кукол, он первым делом потребовал, чтобы мастера делали кукол со сложной механикой: с двигающимися глазами, открывающимися рта-ми… Да и сами куклы Бобровича стали резко отличаться «лица необщим выраженьем» – ярким, с особыми чертами, часто напоминающими самого художника. Неудивительно, что автор с ярко индивидуальным стилем позволил себе заявить: «Зайчиков я сделать не смогу!».
Весной этого года я познакомилась с молодой актрисой, занятой в «Буке», – Ольгой Лаврентьевой. Она дожидалась меня в гримерке, одетая в коричневые кожаные брючки, высокие ботинки и длинные кожаные же перчатки-митенки, декорированные шнуровкой.
Промелькнула мысль: актеры народ творческий, одеваются оригинально. Но когда при прощании Ольга стала натягивать шапочку вроде летного шлема, с намертво прикрепленными очками, а затем и корсет, то стало понятно: весь этот антураж – не способ самовыражения, а театральный костюм. Похожую одежду Бобрович придумал для всех актеров.
Странные шляпы, корсеты, ботинки. Ткани сочных цветов в сочетании с кожей и богатой отделкой. Множество очков, окуляров и циферблатов. Какие-то детали одежды словно сделаны из металла. Бобрович признается: он очень любит стимпанк – стиль, в котором цивилизация будто бы остановилась на изобретении паровой машины и механизмы развиваются лишь в своем многообразии. Кажется, сам безумный Шляпник пошил эту коллекцию для демонстрации на подиуме в дни высокой моды.
Под стать костюмам сделан реквизит – автомобиль-трансформер с мигающими фарами и сундук со множеством ящиков изобретателя Поиграя (актер Артем Трохинов как раз и балансирует на грани между супонинским Поиграем и кэрролловским Шляпником). Волей фантазии Бобровича персонажи – не звери, а забавные, похожие на зайца, белку и медведя дети – то ли якуты, то ли эвенки, не важно. Рой пчел расходится по рукам ребятишек, которые становятся участниками спектакля, и те завороженно рассматривают почти фантастических существ со светящимися глазами. А когда актер Максим Бизяев надевает маску волка, обнаруживается, что она поразительно похожа на автомобиль.
Современная индустрия развлечений так активно развивается, что родителям остается лишь заплатить и наблюдать, как их детей веселят.
Стремительно растущая когорта аниматоров владеет огромным разнообразием костюмов, и перед детьми проходит череда фей, ковбоев, зверушек, пиратов, клоунов… Сделай Бобрович спектакль, каким написал его автор, получилось бы примерно то, что происходит на детских праздниках в торговых центрах. Но то, что придумал он, – это ответ настоящего художника ванильно-клубничной «клоунизации» нашей детворы.
Анна Школьная