Двойная выставка графики знаменитейших художников XX столетия – Сальвадора Дали и Пабло Пикассо открылась в Художественном музее. Их малоизвестные офорты, литографии и рисунки будут показывать до 3 августа.
Академический выставочный зал с приездом «великих иностранцев» преобразился.
Драпировка на стенах и переносных конструкциях-стендах, импровизированный камин, черные канделябры с лампочками-свечками превращают музейное пространство в подобие сцены, намекая на шекспировское: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры». Антураж, как и 93 произведения искусства, привезен компанией «Артгит». Выставка «Рапсодия страсти» объединила несколько графических серий: иллюстрации Пабло Пикассо к пьесе Фернана Кроммелинка «Великолепный рогоносец», его же «Калифорнийский альбом» и 16 листов «Человеческой комедии», иллюстрации Сальвадора Дали к рассказам Джакомо Казановы и серия гравюр, иллюстрирующих три пьесы Маркиза де Сада.
По словам генерального продюсера частной компании «Артгит» Виктора Гитина, привезенная в Ульяновск графика – малоизвестные работы Пикассо и Дали, приобретенные на аукционах из частных коллекций Франции и США. Объединены они общей темой – литература и ее личностное восприятие художниками.
– Мы живем в мире не только вещей, событий и фактов – мы живем в мире эмоций, чувств, переживаний, – пояснил Гитин. – Это, может быть, более важная часть нашей жизни.
«Рапсодия страсти» разворачивается на графи-ческих листах: мы видим сильные переживания Танкреда, когда он теряет свою любовь.
Или последнюю любовь Пабло Пикассо, которую он рисует то черно-белой, то цветной.
Жаклин – последняя женщина, которая наполняет его жизнь и провожает его в «иной мир».
Мы видим ревность главного героя пьесы «Великолепный рогоносец», сравнимую с ревностью Отелло, но перевернутую вверх ногами.
По мысли авторов выставки, каждая работа – это импровизация чувств, пережитых авторами по прочтении пьесы или рассказа.
Причем в сериях Дали акцент сделан на эмоции театральной, разворачивающейся на сцене. Пикассо показывает мир чужих страстей в иллюстрациях к «Великолепному рогоносцу», доводя их до абсурда. А его «Калифорнийский альбом» из 25 листов – совсем другая, интимная, страница его внутренней жизни. Собственно, изначально альбом не предназначался для публичного показа, но в итоге Пикассо решил показать публике и свои поиски в творческой мастерской, и свое отношение к любимой женщине. Продолжение этого откровения – литографии из серии «Человеческая комедия», созданной в годы кризиса личной жизни. Размышляя о старости и смерти, художник обратился, если можно так сказать, к жанру детского рисунка, набросав ироничные «картинки» из мира театра и цирка. Выставка дополнена пятью предметами керамики Пикассо из фондов Ульяновского художественного музея.
Представители компании «Артгит» уверяют, что показывают подлинные произведения Дали и Пикассо, подтверждая свои слова сертификатами подлинности и государственной регистрации. Более того, сообщил Гитин, иллюстрации к пьесам Маркиза де Сада Дали подписал карандашом лично: «Это достаточно редкий случай, потому что из этой серии очень мало работ с личной подписью Сальвадора Дали». Но известный ульяновский график, заслуженный художник России Борис Склярук, выразил сомнение в подлинности работ. «Однако и отличные копии – это прекрасная возможность познакомиться с творчеством этих великих авторов», – подчеркнул он.
Анна Школьная