Широко разрекламированная реформа ЖКХ ничего не решила, но создала массу проблем, породила социальное напряжение в обществе, позволила частным управляющим компаниям, монополистам коммунальных услуг безнаказанно грабить и без того небогатое население.

Жилищное законодательство за десять лет со дня выхода Жилищного кодекса из 95-страничной брошюры превратилось в многотомное тысячестраничное сочинение, состоящее из различных постановлений, разъяснений и дополнений. Только одно из них, за номером 354, внедрившее в обиход пресловутые ОДН, насчитывает 125 страниц уже «взрослого» формата А4, при том, что этот документ только дополняет, детализирует Жилищный кодекс РФ.

Ориентироваться в этом океане законных и подзаконных актов жителю – собственнику своего жилья – становится невозможным, тем более противостоять целой организации со штатом юристов, экономистов, каковой является управляющая компания.

На этом негативном фоне отрадным явлением стали появившиеся в прошлом году в средствах массовой информации заявления о создании городской управляющей компании, подведомственной муниципалитету, учредителями которой являются городские муниципальные организации.

По заявлению властей, создание муниципальной управляющей компании позволит сформировать добросовестную конкурентную среду, установить честные, открытые и доверительные отношения с собственниками жилья, активизировать участие самих жильцов в управлении своими домами.

Но вот прошла эйфория, и что же получилось из эксперимента?

Сама его идея была лично для меня вдвойне притягательной. Во-первых, я живу в доме, который обслуживает эта компания, во-вторых, во главе ее еще около года назад стал мой добрый знакомый, сменивший прежнего руководителя, попавшегося на взятке. Приход нового руководителя УК как-то сразу странно ознаменовался резким повышением платы за отопление и ГВС. 19 мая 2013 года, на общем собрании жильцов с участием депутата Заксобрания Василия Гвоздева, главный инженер УК объяснил это действиями энергетиков и на предложение предоставить документы, подтверждающие повышение, обещал сделать это в течение недели. Как потом оказалось, обещание повисло в воздухе, документов мы так и не увидели. Но перерасчет нам сделали и часть денег вернули.

Но на этом фокусы с платежками не закончились. В июле прошлого года появилась новая строчка: «Платеж старшей по дому». Ни много ни мало – 1 рубль 72 копейки за один квадратный метр с площади помещений, находящихся в собственности, а это более 11 тысяч квадратных метров. Нетрудно подсчитать сумму – более 19 тысяч рублей в месяц. Стали разбираться, откуда на наши головы еще и этот старший по дому.

В конце концов удалось найти протокол общего собрания от 26 июня 2013 года, на котором, если верить написанному, присутствовало 66,48 процента жителей от нашего 216квартирного дома № 87 по улице Аблукова. Такую невиданно высокую явку представить невозможно, поскольку, как мы знаем из опыта прошлых собраний, на них являются не более трех десятков жителей. То есть обеспечить такую численность (кворум) организаторы не могли, и протокол в части подписей собственников квартир является поддельным. Председателем собрания являлся некто, который не значится ни собственником, ни просто жителем нашего дома.

Все это выяснилось только в конце 2013 года, а до тех пор жители платили старшей по дому по выставленным счетам в платежках. Налицо факт мошенничества. Но руководство управляющей компании так не считает. В ответе на мое письмо генеральный директор не приносит извинений жителям за очередные незаконные поборы, хотя его служба обязана была проверить подлинность протокола.

Это было сделано только под нажимом жителей дома. Вместо извинений и наказания виновных директор в своем письме пространно объясняет, ссылаясь на пункты и статьи Жилищного кодекса, что управляющая компания все делала правильно, взимая деньги. Однако 15 января 2014 года он все же направил письмо в РИЦ об отмене начислений по строке «Председатель совета дома», после чего был сделан перерасчет в полном объеме с 1 июля 2013 года.

Но «чудеса» во взаимоотношениях жителей дома с управляющей компанией продолжаются. В ноябре прошлого года в платежках некоторых жителей дома площадь квартир почемуто выросла на несколько квадратных метров, естественно, с соответствующим увеличением суммы платежей. К слову, моя квартира тоже «приросла» на 5,26 квадратного метра. При личной встрече с гендиректором компании объяснений не последовало. Между тем в нашей панельной девятиэтажке, собранной из однотипных деталей, квартиры по вертикали не могут столь существенно отличаться по размеру площади.

Работники управляющей компании всегда могут заглянуть в техническую документацию и, если найдены различия, объяснить это жильцам.

Но нет. В вышеупомянутом письме говорится, что с проведенной сверкой документации между паспортным столом и бухгалтерией ООО «РИЦ» была произведена корректировка площадей квартир. Надо же, на 37-м году владения квартирой она вдруг выросла на пять с лишним «квадратов»! Пришлось супруге ехать, показывать документы, подтверждающие неизменный размер жилплощади, в результате бухгалтерия управляющей компании ивынуждена была сделать перерасчет с поправкой на законный размер квартиры.

На мой письменный запрос о дополнительных начислениях по ГВС и ХВС в прошлом году, когда я оплачивал эти услуги по нормативу в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса, ответа вовсе не последовало.

Новая вывеска на двери управляющей компании ничего не изменила. До сих пор нет договора на обслуживание дома, как нет и отчета за использование средств жителей на ремонт и содержание жилья с предоставлением смет и актов на выполненные работы. Управляющая компания просто игнорирует письменные и устные обращения совета дома и жителей. Нет никакой уверенности в том, что действующая команда сумеет создать благоприятную, не говоря уже о комфортной, среду обитания, как было обещано.

Подрывает эту уверенность в улучшении жизни горожан мой собственный опыт во взаимоотношениях с органами власти. В середине 2012 года вышло распоряжение Ульяновской городской администрации, образовавшее общественный совет собственников жилья муниципального образования «Город Ульяновск» под председательством тогдашнего главы администрации Александра Букина. Кроме меня, членами совета стали бывший председатель Ульяновского горисполкома Виктор Васильев, опытный Александр Тиханушкин, другие авторитетные специалисты сферы ЖКХ. Сама форма, на мой взгляд, оказалась очень эффективной, поскольку заседания совета проводились под председательством главы администрации, а обсуждаемые вопросы и принимаемые по ним решения имели самый короткий путь до реализации. Но после ухода Букина в областное правительство судьба общественного совета оказалась предрешенной. Поскольку о его роспуске нас никто не уведомил, мы в количестве трех его членов 6 ноября 2013 года письменно обратились к новому главе администрации города с просьбой собрать нас. В ответ работники аппарата затребовали перечень постановочных вопросов. Мы их предоставили, но на этом все и закончилось.

Поэтому и не верится, что муниципальная управляющая компания заработает по-новому – как партнер и союзник жителей. У нас что ни делают, получается все равно автомат Калашникова.

На заседаниях почившего в бозе общественного совета Букин говорил, что он только заведует общественным городским хозяйством, то есть попросту выполняет роль завхоза. Вот и хотелось бы, чтобы каждый чиновник ощущал себя рядовым жителем города, временно принятым на работу сообществом живущих здесь людей и честно отрабатывающим свою зарплату.

Валерий ПЕЛИХ.

Вместо послесловия. А результатом этого эксперимента властей по созданию новой городской управляющей компании за четыре месяца этого года стал отказ жителей нашего микрорайона в доверии ей и переход в другую управляющую компанию.