Вопросы обеспечения жителей области качественными продуктами питания по доступным ценам находятся на особом контроле губернатора Сергея Морозова и министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Департаментом по производству и переработке сельскохозяйственной продукции министерства регулярно организуются закупочные сессии, где представители крупных сетевых компаний встречаются с местными товаропроизводителями лицом к лицу.
«В ходе встреч рассматриваются заявки ритейлеров, ассортимент и объем интересующих их товаров, – поясняет заместитель директора департамента по производству и переработке сельскохозяйственной продукции Марина Еру-сова. – Торговые сети знакомят с условиями поставки и предъявляемыми ими требованиями к товару, а производитель, в свою очередь, предлагает свою продукцию».
На встречу с менеджерами торговой сети были приглашены 28 представителей производственных и перерабатывающих предприятий Ульяновской области.
Проблемы взаимопонимания
Как правило, закупочные сессии вызывают неподдельный интерес у местных производителей, желающих реализовывать свою продукцию через торговые сети продуктовых супермаркетов, расположенных на территории области.
«Мы благодарны региональному министерству за подобные мероприятия, – говорит коммерческий директор предприятия по производству мясных изделий Андрей Корж. – Сейчас на всех рынках, особенно на продовольственном, сложилась жесткая конкуренция, и нам как производителям хотелось бы большей поддержки со стороны администрации города и области, поскольку заинтересованность федеральных ритейлеров в местных поставщиках пока слабая. Хотелось бы, чтобы в дальнейшем закупочные сессии проводились в формате предварительных переговоров по поставкам.
Мы производим полную ассортиментную линейку мясопродуктов, включая деликатесную группу товаров, и реализуем их через собственную сеть экономмагов. Из крупных сетевых магазинов работаем пока только с «Ашаном», и то это стало возможным благодаря поддержке нашего министерства. У предприятия большой потенциал по расширению ассортимента и объемов производства, готовы увеличивать штат сотрудников и самостоятельно готовить кадры, поэтому нам очень бы хотелось сотрудничать с такой крупной сетью, как например X5 Retail Group. Но пока понимания со стороны ритейлера нет».
А ритейлер кто?
Сегодня самой заметной федеральной сетью в Ульяновске является компания Х5 Retail Group, представленная в области магазинами «Пятерочка+», «Перекресток» и «Карусель». В регулярном ассортименте только «Пятерочек+» около 2,5 тысячи наименований товаров, из них порядка 500 позиций представлено местными поставщиками, что составляет 20% от общего объема.
Всего по области работает 48 магазинов в Ульяновске, Димитровграде и Инзе. Среди массы ульяновских товаропроизводителей пока только 12 предприятиям удается продвигать свои товары через федеральную сеть.
В магазинах «Перекресток» товары местных производителей занимают 16%. Позицию «Хлеб и хлебобулочные изделия» локальные поставщики закрывают на 59%, это – ООО «Улья-новскхлебпром» и ООО «Сфинкс». Молочная гастрономия представлена ЗАО «Молвест», ЗАО «АЛЕВ» и ООО «Компания «Ника»» и занимает 40% от ассортиментной линейки товаров. Соки, воды и пиво поставляют в сеть ООО «Ундоровская Волжанка», ООО ТД «Троица» и ООО «Время» – 7%. Кондитерские изделия местных производителей занимают не более 6% от общего объема категории. Алкоголь – 6%, мясная продукция – 9%.
«Наша компания активно участвует в закупочных сессиях по всем регионам, мы встречаемся с местными производителями и налаживаем с ними контакт, – говорит директор департамента регионального категорийного менеджмента компании Х5 Retail Group Анна Тищенко. – Как правило, в работе с местными поставщиками мы делаем акцент на фреш-категории, это молочная продукция и хлебобулочные изделия. Мы стараемся работать со всеми региональными производителями, чтобы покупатели, приходя в магазин, могли купить то, к чему они привыкли. И, конечно, знакомим их с федеральным ассортиментом. С этого года мы стали уделять серьезное внимание именно местным товарам».
Опыт взаимодействия поставщиков и ритейлеров в ходе работы закупочных сессий Анна Тищенко оценивает как эффективный и положительный. «Такие встречи необходимы, чтобы производитель видел, что мы готовы к общению, не терялись в поисках контактов при поиске реализации своих продуктов».
Прямое взаимодействие
«Основная цель мероприятия, организованного министерством, – это установление прямого контакта, – подчеркивает директор департамента по производству и переработке сельскохозяйственной продукции Вячеслав Рожнов. – Такое взаимодействие необходимо, чтобы избежать трудностей в реализации продукции, произведенной на территории региона. Сегодня каждый производитель желает выгодно продать свой товар, но качественной продукции не так уж много.
К тому же у некоторых из наших сельхозтоваропроизводителей сложилась очень тяжелая ситуация на производстве. Взять, например, птицефабрику «Симбирск Бройлер». Сейчас им даже не с чем войти в сеть. Губернатор и правительство Ульяновской области прилагают все усилия, чтобы удержать предприятие на плаву. И уже через 3-4 месяца, когда финансовое положение птицефабрики улучшится, они готовы к сотрудничеству. Руководство времени зря не теряет и участвует в закупочной сессии, заранее обговаривая количество и качество поставляемой продукции. То есть ведется работа на перспективу».
Сейчас в области производится весь перечень продуктов питания, необходимый для обеспечения качественной жизни в регионе, поясняет Вячеслав Рожнов, это хлеб и хлебобулочные изделия, широкий спектр молочной продукции, включая кефир, творог, сметану и масло; мясо – говядина и свинина, яйцо и мясо птицы. Кроме того, регион выращивает свои овощи, производит растительное масло. Все эти товары должны быть представлены на полках федеральных сетей, и в этом направлении ведется активная работа.
Святогор Богданов