Приступив к исполнению обязанностей главного эколога Ульяновской области, хочу проинформировать жителей области об экологической повестке и основных природоохранных задачах, поставленных передо мной и отраслевым блоком Губернатором Ульяновской области С.И. Морозовым.
Сегодня очень остро ощущается неудовлетворенность состоянием окружающей среды по многим ключевым параметрам: воздуху, воде, почвам, лесам и так далее. Не в меньшей степени беспокоит сложившееся отношение органов власти на разных уровнях к вопросам экологии, состояние федерального и регионального природоохранного законодательства, правоприменительной практики, эффективности экологического контроля.
А теперь обо всем подробнее.
Первое. Проблема с загрязнением атмосферного воздуха, которая отрицательно влияет на здоровье населения. За 10 лет в Ульяновской области количество жителей, вставших на учёт в связи с выявлением, к примеру, злокачественных онкологических заболеваний, выросло более чем на 30% – с 20 тысяч человек (в 2003 году) до 28 тысяч человек (в 2013 году). Значительно выросло количество заболеваний органов дыхания.
Анализ загрязнения атмосферного воздуха г. Ульяновска за 2013 год показывает, что концентрации взвешенных веществ (пыли), диоксида серы, оксида углерода и оксида азота не превышали допустимых концентраций.
Ведущими загрязнителями атмосферного воздуха среди промышленных предприятий и автотранспорта в городе Ульяновске являются предприятия теплоэнергетики: Ульяновские ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3 – источники диоксида азота, оксида углерода с количеством населения под их воздействием 615 306 человек областного центра, что составляет 96,4% населения города.
Выбросы в атмосферный воздух признаются наиболее опасным видом выбросов, так как после попадания в окружающую среду они не проходят никакой естественной или искусственной фильтрации и напрямую попадают в организм человека. В нашей области около 70% загрязнителей осуществляют выбросы опасных веществ именно в воздух.
В этой связи основная задача – устранить использование устаревшего оборудования и так называемых «грязных» технологий. Практическая реализация следующая: в 2015 году проведение масштабной переоценки всех производственных фондов, а в 2015-2016 годах – специальная оценка рабочих мест предприятий промышленности, транспорта и связи. Это позволит выявить производства, где используют архаичное оборудование, рабочие места с вредными и небезопасными условиями труда, источники экологической опасности и экологического неблагополучия. На такие устаревшие производственные фонды законодательно будет повышена налоговая нагрузка. Решения по таким фискальным мерам, призванным стимулировать обновление производства, Правительство РФ подготовит уже до конца 2014 года. Это непростая мера, не очень приятная для производственников, вынужденная, но мы её поддерживаем. Одновременно с этим федеральный центр планирует ускорить внедрение современных экологических стандартов, которые будут носить характер норм прямого действия. Руководителям всех ульяновских предприятий и организаций необходимо ещё раз обратить внимание на эти вопросы и принять необходимые меры для ускорения перехода на экологически чистые технологии.
В рамках повышения качества атмосферного воздуха в городах и крупных сельских населенных пунктах все проектируемые рубки зеленых насаждений будут пристально рассматриваться на соответствие действующему законодательству, в том числе известному 271 распоряжению Правительства Ульяновской области. Полагаю, что регион может снизить количество запланированных рубок насаждений в городах и поселках, в том числе с более активным применением зелёных стандартов в строительстве. Должны шире применяться механизмы компенсационных посадок зеленых насаждений с кратным замещением вновь высаживаемых деревьев взамен срубленных. В жилищно-коммунальном комплексе должна быть реализована большая программа по завершению реконструкции оставшихся мазутных котельных, с их переводом на газ и пеллетное топливо.
Второе. Вопрос по водным ресурсам, который носит масштабный, межрегиональный характер и касается работы в рамках Декларации о Волге, которая была подписана в прошлом году. Сделано немного, а состояние воды в Куйбышевском водохранилище, на территории нашего региона существенно ухудшилось, перейдя из класса качества «весьма загрязнённая» в класс «очень загрязнённая». Кроме того, по-прежнему имеются проблемы заиления русла, истощения водных биоресурсов, эрозии берегов. Во многих волжских регионах есть подобные проблемы. Поэтому крайне важно консолидировать усилия всех приволжских регионов, чтобы сохранить этот поистине огромный и уникальный природный комплекс.
Уже в этом году, будучи инициатором принятия Декларации о Волге, Ульяновская область начинает серию стратегических переговоров со всеми 15-ю регионами, по территории которых протекает Волга. Задача возрождения Волги – это важнейший приоритет на ближайшие годы, а наш регион берет на себя роль основного координатора этой масштабной работы.
За последние пять лет выполнены работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений на 22-х крупных и потенциально опасных объектах. Эту работа продолжается. В течение 2014 года будут проведены работы по капитальному ремонту гидротехнических сооружений в четырёх муниципальных образованиях на сумму 25 058,4 тыс. рублей, а также регулированию русла рек Барыш и Карсунка у рабочего посёлка Карсун в рамках нового трёхгодичного государственного контракта на общую сумму 45 779,44 тыс. рублей. Это позволяет уже сейчас защитить от негативного воздействия вод 1575 человек и предотвратить материальный ущерб на общую сумму более 286,0 млн. рублей.
Серьёзной и пока нерешенной в полном объеме проблемой для нас продолжает оставаться и тема берегоукрепления, проведения противооползневых работ. К сожалению, только своими силами и ресурсами эту проблему не решить. В минувшем году начаты работы по строительству гидротехнических сооружений для защиты жилой зоны в г. Новоульяновске. В текущем году будут продолжены работы по строительству гидротехнических берегоукрепительных сооружений на Куйбышевском водохранилище в г. Новоульяновске, с. Ундоры, на которые будет выделено более 100 млн. руб. федерального и областного бюджета.
Третье. Проблема утилизации твердых бытовых отходов, где Ульяновская область пока значительно отстает от передовых регионов. По данным муниципальных образований Ульяновской области по итогам 2013 года общее количество выявленных свалок составляет 718 шт. Их общий объём составляет 45251,3 куб. м. Наибольшее количество свалок выявлено в муниципальном образовании «Сурский район» (153 шт.). Наименьшее количество выявлено в муниципальном образовании «город Димитровград» и «город Новоульяновск» (по 2 шт.) В муниципальном образовании «Старокулаткинский район» и муниципальном образовании «Тереньгульский район» свалок не выявлено. Наибольший объём находится в городе Ульяновск (20 тыс. куб. м). Наименьший объём в муниципальном образовании «Павловский район» (36 куб. м). Общее количество ликвидированных свалок за 2013 год составило 703 шт. с общим объёмом 24572,3 куб. м. Доля ликвидированных свалок от общего числа выявленных составила 90,67 %.
Несмотря на то, что в регионе активно ведется работа по ликвидации несанкционированных свалок, на сегодняшний день нет эффективной системы сортировки бытовых отходов. К сожалению, на сегодняшний день в регионе отсутствует эффективная система по извлечению из отходов потребления вторичного сырья. В муниципальном образовании «город Ульяновск» функционирует всего одна мусоросортировочная станция, на которой выбираются полезные фракции из твёрдых бытовых отходов перед направлением на полигон по захоронению отходов. Также работают 20 пунктов по приёму вторичного сырья. В муниципальных образованиях и система по выбору вторсырья из ТБО, и его сбору от населения по-прежнему крайне неэффективна и нуждается в модернизации. Нет производственных линий, способных перерабатывать большие объёмы отходов во вторичное сырьё. Ряд организаций занимается сбором опасных компонентов бытовых отходов (содержащих ртуть, тяжёлые металлы и т.д.), но, опять-таки, нет достаточного количества перерабатывающих линий, позволяющих быть уверенными в том, что опасные элементы не загрязняют окружающую нас среду. Есть четкое понимание, что бесконечно создавать новые полигоны для хранения отходов нельзя, потому, что это тупиковый путь к загрязнению и выведению из оборота сотен га земли. Необходимо постепенно переходить от складирования, а затем и от временного хранения ТБО, в пользу глубокой переработки любых видов отходов, образующегося в населённых пунктах и на предприятиях региона.
Что касается промышленных отходов, то для предприятий федеральное Министерство природных ресурсов и экологии подготовило поправки в законодательство, которые предлагают бизнесу три варианта работы с отходами. Первый вариант: производитель самостоятельно перерабатывает и утилизирует твердые бытовые отходы. Второй вариант: он может привлечь оператора, который перерабатывает отходы. И, наконец, третий вариант — заплатить государству, которое привлечет оператора. Еще один рациональный вариант использования отходов — это производство энергии, однако пока в России эта практика не распространена.
Для решения данного вопроса будет создана межведомственная рабочая группа по подготовке комплексного регионального проекта по созданию сети мусоросортировочных и перерабатывающих линий в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами не только в крупных городах, но и в малых населённых пунктах. Это важная природоохранная задача на среднесрочную перспективу.
Важно в ближайшие годы изменить отношение жителей Ульяновской области и традиционный менталитет потребительское, а зачастую пренебрежительного отношения к окружающей среде, в силу её якобы неистощимости. Очевидно, что экологическая система жизнеобеспечения требует определенного масштаба экономики, но это не дает никому права, владея различными благами цивилизации, не заключать договора на вывоз мусора, а под покровом ночи относить образованные отходы в ближайший овраг.
В качестве дополнительного «кнута» в целях решения этих проблем Кодекс Ульяновской области об административных правонарушениях дополнен статьёй 10.1, которая предусматривает административную ответственность за размещение мусора, бытовых и промышленных отходов в местах, не соответствующих требованиям, установленным муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов и поселений Ульяновской области. В муниципальных образованиях определены должностные лица уполномоченные привлекать нарушителей к ответственности предусмотренной этой статьёй, а так же введены должности главных экологов.
Четвёртое. Об особо охраняемых природных территориях. В Ульяновской области действует уже 142 ООПТ регионального значения. Есть понимание, что это наиболее эффективный способ сохранения растительности и животного мира нашего региона. Актуальность новых особо охраняемых природных территорий очевидна. Так, например, заказник «Богдановский» (создан в 2012 году), который организован на территории муниципального образования «Радищевский район», способствует охране солнечного орла – природного символа Ульяновской области, редкого и уязвимого вида дневных хищных птиц занесенного в разнообразные Красные книги, в том числе и Красную книгу Ульяновской области. Сохранение этой территории важно и значимо не только для Ульяновской области, но, также в общероссийском и мировом масштабе.
Реализация самой масштабной программы сохранения живой природы за всю историю Ульяновской области позволит довести площадь особо охраняемых природных территорий до 7% от общей территории региона. В 2014 году будет создано 13 новых ООПТ. А в общей сложности (к 2016 году), в рамках областной программы развития системы территориальной охраны природы, будет организовано 80 новых особо охраняемых природных территорий.
Есть понимание, что наряду с созданием новых ООПТ и обеспечением соблюдения соответствующих природоохранных режимов, необходимо активнее развивать на данных территориях экологический туризм – цивилизованный, интересный, безопасный для природы и самих людей.
Пятое. Вопрос об участии общественности в экологической жизни региона. Для того, чтобы максимально приблизить общество к непосредственному участию в решении экологических проблем, создана целая система, позволяющая любому жителю Ульяновской области высказать своё мнение или сделать практический вклад в экологическое благополучие нашего региона, конкретных населённых пунктов. В эту систему входит и зарекомендовавшая себя с положительной стороны Экологическая палата, и недавно созданное Экологическое правительство, которое также с первых дней своей работы включилось в активную экологическую жизнь региона. Ещё одним элементом, является созданный в этом году институт общественных экологических инспекторов. Эта новая система будет приближена не только к общественности, к людям, но и к непосредственной экологической работе на местах.
На плечи общественных экологических инспекторов будет возложена ответственная задача по обследованию территорий внутри и за пределами населённых пунктов с целью выявления фактов нарушения экологического законодательства. Кроме того, экологические инспекторы будут активными участниками просветительской работы среди населения и будут участвовать формировании экологической культуры жителей.
В экологическом рейтинге субъектов Российской Федерации, составленным по итогам 2013 года независимой общественной организацией «Зелёный патруль» («GreenPatrol»), Ульяновская область занимает 7 место среди субъектов России, поднявшись с 9 места, по итогам 2012 года, и 1 место в ПФО. Данный рейтинг составляется на основе 3 индексов: природоохранный индекс, социально-экологический индекс и промышленно-экологический индекс. Высокое место в независимом рейтинге не повод «почивать на лаврах», а наоборот, надо засучивать рукава и продолжать разрабатывать, и принимать новые серьёзные, действенные меры по улучшению экологического здоровья региона.
Я остановился лишь на нескольких ключевых вопросах, которые являются наиболее заметными в сфере экологической работы в нашем регионе. Безусловно, есть и много других направлений, по которым областная экологическая служба продолжит активно работать для становления экологического благополучия территорий Ульяновской области. Есть абсолютное понимание, что сегодня в сфере экологии еще нужно очень много сделать: разработать и принять новые серьёзные и действенные меры – организационные, законодательные, финансовые, контрольные.
Требует эффективного решения и вопрос о создании единой системы экологического мониторинга. В том числе – с использованием современных информационных технологий, дающим возможность общественности своевременно сообщать в режиме онлайн о тех или иных проблемах в сельских районах. Также мы должны перенимать лучшую практику экологической работы, заключать соглашения о взаимодействии на уровне регионов, а также со всероссийскими и международными природоохранными организациями.
Для меня лично крайне важен конструктивный диалог с населением и экологами, поэтому я буду постоянно Вас привлекать для совместного обсуждения важных природоохранных проектов.
Это, прежде всего, общение по вопросам экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, когда затрагиваются интересы особо охраняемых природных территорий.
На стадии предварительного обсуждения и проектирования – совместное обсуждение крупных инвестиционных проектов. Для меня важно, чтобы не у кого не возникало чувства «сакральности» областной экологической службы.
Сегодня каждый житель Ульяновской области может внести свой личный вклад в охрану окружающей среды.
Предлагаю вместе к этому стремиться!
Мои контакты:
моб. тел. +79272709078
почта: uln_ecolog@mail.ru