Когда Сталину первый раз презентовали автомобиль «Победа» (его рабочим названием на тот момент было «Родина»), он спросил: «И почем вы Родину продавать собираетесь?». Создатели поняли, что название лучше сменить… В минувшие выходные в Ульяновске состоялась выставка «Ретроспектива», на которой было представлено полсотни образцов авто и мототехники из прошлого – каждый со своей неповторимой внешностью, историей и характером.
В экспозицию вошли автомобили и мотоциклы старше 30 лет, находящиеся в хорошем состоянии и максимально оригинальные.
– Мы стремимся показать людям эстетику автомобилей «старого стиля», – рассказал владелец единственного в Ульяновске Volkswagen Passat b1 1973 года выпуска Павел Калмыков. – Посмотрите на современные автомобили – они же все похожи друг на друга, а срок их службы ограничен пятью-семью годами, потому что они не поддаются ремонту. Поэтому не случаен растущий интерес к технике из прошлого – именно он способен вернуть автомобиль из статуса «утилиты» на позицию уникального предмета со своей историей, своим настроением, своим стилем.
Сейчас «автопарк» любителей ретротехники насчитывает примерно 50 автомобилей, представляющих различную историческую и техническую ценность: «ВАЗ», «ГАЗ», «УАЗ», «Москвичи». Есть и довольно редкие образцы, к примеру, единственные в Ульяновске «Москвич-408» и «ГАЗ-21», оба 1967 года выпуска. Около десяти машин находятся на стадии восстановления. В основном это автомобили производства СССР 1960-70 годов.
Сегодня отыскать оригинальный автомобиль – то же самое, что найти клад, говорит Павел Калмыков. Как правило, хозяева заменяют узлы и детали, переделывают все – отбампера до электропроводки. Любители старины ретроавтомобили делают аутентичными: устанавливают на них найденные на распродажах оригинальные детали, реставрируют, в буквальном смысле ставят «на колеса».
А на днях среди экспонатов появился по-настоящему уникальный экземпляр – Barkas B-1000, 1971 года выпуска. Выпускавшийся с 1961-го по 1991 год в Восточной Германии микроавтобус был главным автомобилем ГДР. Несмотря на скромную по современным меркам мощность (в машине установлен трехцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 42 лошадиные силы), «Баркас» способен развивать скорость до 115 километров в час. Эти автомобили выполняли множество важных функций: на их базе выпускались грузовички и эвакуаторы, машины скорой помощи и пожарные. «Баркасы» были универсальными автомобилями и, конечно, незаменимым вариантом для большой семьи.
– Этот уникальный экземпляр был случайно найден в Барыше, – рассказал Калмыков. Долгое время он стоял на какой-то пилораме, заваленный досками, опилками и разным хламом. Самостоятельно передвигаться уже не может, однако в нем все «родное» – от двигателя до ковриков. Мы просто влюбились в эту машину. Когда я смотрю на морду «Баркасика», мне хочется улыбаться.
Оригинальных запчастей на детище немецкого автопрома в России сегодня не найти, однако что-то есть на интернет-аукционах в Германии и США – покупка и пересылка деталей обойдутся втридорога. По прикидкам специалистов, на восстановление Barkas B-1000 требуется не одна сотня тысяч рублей – в несколько раз больше стоимости самой машины. Но парни не отчаиваются. Есть идея сделать «Баркас» по-настоящему народным автомобилем. На выставке был объявлен сбор средств на реставрацию машины. Каждый желающий, приобретя газету или магнитик по свободной цене, мог внести личный вклад в восстановление ретромалолитражки. Объем помощи превзошел даже самые смелые ожидания. Предложения продолжают поступать и по сей день.
Любители старины надеются, что в скором времени именно «Баркас» станет «лицом» ретроавтолюбителей Ульяновска и будет представлять город на тематических выставках в Ульяновске и других регионах страны.
Помимо мото- и автотехники, на выставке были представлены предметы быта времен СССР. Старые фотоаппараты, чемоданы, с которыми путешествовали бабушки и дедушки, советские магнитофоны, детские игрушки.
Люди постарше с интересом и улыбкой разглядывали экспонаты из прошлого, при этом для молодых людей многие вещи выглядели диковинно. При виде патефона некоторые из них задавали вопрос: «А что это?».
Дмитрий Минаев