Вульгарной громкой музыкой и сочным красно-золотым окрасом пытается привлечь публику новое заведение на улице Гончарова. Увы, на сей раз пострадал один из памятников симбирского модерна – дом №12, который построил в 1906 году известный симбирский архитектор Федор Осипович Ливчак.
– На первом этаже этого здания располагался музыкальный магазин Волкова, – рассказал редакции «СК» краевед Сергей Петров. – Это был магазин с хорошим выбором. В него вела дверь с музыкальным устройством: когда человек заходил, начинали звучать различные мелодии, в том числе мотив песни «Во саду ли, в огороде». Конечно, новшества совсем не красят это старинное здание.
Хотя ему досталось уже в советское время, когда расцвела практика бесконечных пристроев. К доходному дому пристроили типографию, точно так же, как к Дому офицеров – белую «коробку», к театру – современную часть, к Дворянскому собранию Дворец книги.
Дом, значащийся в реестре объектов культурного наследия регионального значения под названием «Доходный дом купчихи Е.М. Зеленковой», был одним из первых проектов Ливчака. Его заказали состоятельные купцы Зеленковы, владевшие несколькими доходными домами, например, зданием кинотеатра «Художественный». А этот предназначался для сдачи внаем торговцам и жильцам: в помещениях первого эта-жа должны были разместиться магазины, второго и третьего – квартиры.
Знатоки-архитекторы отмечают красоту главного фасада, выходящего на улицу Гончарова. Симметричный, украшенный выразительными деталями, высоким арочным окном и гербом Зеленковых. Примечательной частью купеческого герба было наличие двух кадуцеев. Кадуцей – жезл, обвитый двумя змеями – был символом неприкосновенности его владельца, греческого бога торговли и прибыли Гермеса.
В 1911 году здесь разместились редакция газеты «Симбирская жизнь» и типография «Работник».
После Октябрьской революции 1917 года в здании располагались то медтехникум, то областная партшкола, то редакция «Ульяновской правды». Долгое время внутри дома, а затем – на стене снаружи висела памятная табличка с именами погибших на Великой Отечественной войне журналистов. Красивое здание привлекало к себе внимание не пестротой, но строгой сдержанностью оно всегда было выкрашено в благородные серо-белые цвета. Арендаторы не пытались изменить облик старинного здания – владельцы магазина канцтоваров, парикмахерской, другие торговцы свои вывески размещали деликатно. Но что-то случилось, и в этой хорошей традиции произошло резкое изменение. Портик и полуколонны центрального входа, выкрашенные в красное и золотое, стали будто мостом в другой мир – где оглушающе до полуночи из динамиков звучит музыка, где нужно не говорить вполголоса, а громко кричать.
Анна Михайлова