В Ульяновске официально выделен участок земли под строительство киностудии.

Эта площадка расположится при въезде на старый мост через Волгу, сообщил руководитель ульяновской киностудии «Волга Кино Локейшн» Александр Крутов.

На оформление документов ушло два года. Выбор места объясняется доступной инфраструктурой и интересной натурой для съемок. Своим достижением Крутов похвастался перед участниками Второго всероссийского форума «Регион-Кино», который шел параллельно с кинофестивалем «От всей души».

Можно ли снимать кино мирового уровня в Ульяновске и вообще – в российской провинции?

Кто это может сделать и на какие деньги? Кто это будет смотреть, чтобы проекты окупились? Речь, конечно, не о голливудской команде, которая захочет использовать провинциальную площадку для съемок блокбастера, а о местных производителях. Об этом говорилось на форуме «РегионКино», посвященном региональному кинопроизводству, поискам инвестиций для него и продвижению того, что получилось.

Оказалось, что само понятие «региональное кино» нелегко определить. Надо ли вести речь о специфической региональной кинопродукции?

Или это кинопроизводство по типу «все, что угодно, за ваши деньги»? Или имеется в виду кинопродукт, который производят профессионалы в регионах? В результате дискуссии секретарь Союза кинематографистов РФ, директор компании Movie Research Олег Иванов предложил такое определение: «Региональное кино – это то, что снимают местные профессиональные кинематографисты для локального проката».

Почему важен фактор локальности? В Якутии делается до 40 фильмов в год, и все они прокатываются в регионе. Это уникальная ситуация: якутам интересно смотреть то, что снимается у них в республике. По сути, интересно смотреть на себя и про себя. Поэтому Александр Крутов призывает смелее пользоваться региональными бюджетными грантами в 300-500 тысяч рублей: «Важно, чтобы продукт был для жителей области».

Ульяновский режиссер Борис Куломзин предлагает использовать саму местечковость как фактор продвижения: снимать качественные новеллы, показывать их в регионах и так окупать затраты. В качестве примера он приводит свою картину «901 километр», которую по-смотрели в 50 городах. Куломзин уповает на дешевизну актеров в провинции, на то, что «люди в регионах работают за идею», поэтому кинопроект способен уложиться в полмиллиона рублей. Впрочем, последнему фильму Куломзина – «Палач» – низкий бюджет на пользу не пошел (первая смонтированная версия была показана на фестивале). Сценарий – сильно упрощенный парафраз на тему знаменитого фантастического триллера «Начало» про связь сна и реальности, все актеры местные, причем было очевидно, что они работали за идею.

Олег Иванов не понимает, что такое низкобюджетное кино за 3 млн рублей, если одна лишь эта сумма уйдет на аренду техники. Стоимость продукта связана еще и с амбициями режиссера: хочет ли он снять фестивальное кино для избранных или завоевать широкую аудиторию.

Про отечественный кинематограф Иванов сказал, что это «экономически несостоятельная отрасль».

Доказательство: 80 процентов финансирования поступает от государства и лишь 20 процентов дают частные инвесторы. Причем увеличение госфинансирования не приводит к росту качества отечественной кинопродукции: в 2006 году 29 процентов российского кинопроката было отдано отечественному кино, сегодня – только 15 процентов, то есть произошло падение в два раза.

Иванов объясняет это в том числе потерей профессиональных компетенций в российском кино, из-за чего инвесторы не хотят в него вкладывать: «Сегодня кто угодно может нанять людей с улицы и заняться кинопроизводством». Кинопродюсер Федор Друзин основной проблемой регионального кино считает качество образования и кадры. «Надо стремиться не к московскому уровню, а к мировому», – говорит он.

Кто и как решает, какое кино нужно снимать и кому дать денег? Олег Иванов считает, что не надо выделять специальные бюджетные деньги на региональное кино, потому что, по его мнению, «нет кино регионального, есть кино хорошее и плохое», и в погоне за призом – зрительским успехом – все выходят на одну беговую дорожку. Другими словами, региональные кинематографисты наравне со столичными должны отстаивать свое право на постановку. Для этого есть механизм питчингов (защита идей и сценариев перед потенциальными инвесторами и продюсерами) и открытых экспертных советов (если речь о бюджетных грантах). Они способны обеспечить более справедливую конкуренцию, чем закон о госзакупках.

В России есть несколько действующих киностудий, в частности, в республиканских центрах.

Им даже государство выделяет деньги: киностудии в Уфе – 30 млн рублей в год, в Якутии 20 млн. Однако собственно на кинопроизводство из этих денег идет 1-1,5 млн рублей, остальное это аренда, зарплата, «коммуналка». В Татарстане на региональное кино тоже дают небольшие деньги (4 млн рублей в год). У кинодокументалиста и продюсера из Казани Кузьмы Морозова много претензий к Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Закон не учитывает творческой составляющей кинопроизводства, поэтому госзаказ на фильм получит тот, кто возьмется снять его за меньшие деньги. «Рекламщики сбивают цену, выставляют нереально короткие сроки, перебивают заказ и не заканчивают фильма, объясняя, что не хватило денег», – говорит Морозов. В результате получается то, что обнаружилось в Красногорске Московской области: документальное кино там представляет собой снятый на видео текст, прочитанный закадровым голосом. Дешево и сердито, и бюджетные деньги освоены.

Но даже если на бюджетный грант снят отличный документальный фильм, выясняется, что показать его негде: телевизионные каналы это не берут, потому что «неформат», а в кинотеатрах документальных показов давно нет. Так что, по словам Александра Крутова, фестивали остаются единственным недорогим способом продвижения регионального кино.

А продвигать есть что: достойное внимания кино умеют снимать в Иркутске, Барнауле, Архангельске, Самаре, Уфе… На форуме «РегионКино» было показано около сорока фильмов. Режиссеру киноальманаха «Земная жизнь» Олегу Терехину из Инзы Ульяновской области присудили победу в номинации «Игровой жанр». Лучшим в номинации «Документальное кино» стал фильм «Казанское ополчение войны 1812 года» казанского режиссера Зуфара Хайруллина, в номинации «Лучшее детское кино» – «Зеркало времени» Эдуарда Габидуллина из Самары.

Сергей ГОГИН