Продолжается обсуждение проекта реформы местного самоуправления. Региональный закон Ульяновская область должна принять до конца этого года. Эксперты сходятся во мнении, что необходимо наделить районы города финансовой независимостью – таким образом конкретные проблемы будут решаться быстрее и эффективнее.
О необходимости обсуждения регионального закона о местном самоуправлении с экспертным сообществом губернатор Сергей Морозов заявил еще в конце мая на IX сессии Совета региональных и местных властей.
Сейчас обсуждение проекта документа идет полным ходом. И эксперты склоняются к мнению, что необходимо расширить полномочия районов города в хозяйственной деятельности – пока отсутствие финансирования на ЖКХ и благоустройство не позволяет в полной мере следить за всеми возникающими проблемами.
– Невозможно «сверху» занормировать все многообразие отношений, возникающих в сфере местного самоуправления, и учесть особенности муниципалитетов в разных регионах страны, – считает Сергей Морозов. Новый закон позволяет выстроить такую систему, которая будет реально отражать возможности муниципалитетов по исполнению полномочий, и такую систему управления, которая станет ближе к людям. Наша совместная задача – обеспечить исполнение на местном уровне тех вопросов, которые касаются «ежедневных» потребностей населения, и передать на региональный уровень полномочия, «не свойственные природе местного самоуправления».
Слишком долгий путь
Председатель ТОС «Кадьяновский» Татьяна Шемчук рассказывает, что со своими насущными проблемами ей приходится обращаться, в первую очередь, в администрацию Засвияжского района. Однако из-за от-сутствия у местной власти полномочий и финансов путь к решению проблемы становится чрезмерно долгим.
– Из-за того, что у администрации нет никакой финансовой самостоятельности, приходится сталкиваться с проблемами, – говорит Шемчук. – Например, недавно не могли найти деньги, чтобы спилить деревья. Если раньше у администрации было финансирование, они могли все сами как-то организовать, то теперь приходится искать другие источники доходов – спонсоров, например, или просить у горбюджета деньги. Засвияжский район и рад бы помочь, но ресурсов для этого нет – это при существующих обязанностях.
В итоге так или иначе приходится обращаться в городскую администрацию – просить деньги там. Татьяна Шемчук признает, что проблемы решаются и с помощью городской власти, но времени на это уходит при этом гораздо больше, чем могло бы. По ее мнению, гораздо легче и быстрее было бы решить проблему, если бы районная администрация могла распоряжаться собственными финансами.
– Это бы и разгрузило городские власти, – считает Шемчук. – Да и внимания маленьким улицам будет уделено больше. Все проблемы станут решаться на месте, районы сами знают, что им важнее и нужнее. А сейчас приходится ждать, когда еще на нас внимание обратят.
«Надо увязать все финансовые потоки»
Глава Железнодорожного района Владимир Трофимов также выступает за такой закон о местном самоуправлении, который наделит финансовой самостоятельностью районы города.
– Сейчас мы «сидим» на смете, но она предусмотрена только на содержание аппарата. На благоустроительные работы, ЖКХ, ремонт дорог средств у нас нет, – говорит Трофимов.
– Пока наша работа заключается в том, что мы доказываем, просим, говорим о том, куда деньги необходимо направить. И, естественно, львиная доля средств уходит на центральный район города, а нам что остается?
По словам Трофимова, новый порядок финансирования муниципалитетов помог бы решать хозяйственные проблемы быстрее и эффективнее. В 90-х годах, почти до начала 2000-х, у Железнодорожного района был свой бюджет, который достаточно успешно направляли на ремонт дорог, строительство социальных учреждений, ремонт детских садов и школ. Дорога в село Анненково, например, была построена именно за счет средств районного бюджета.
– Если полномочия дадут, то хозяйственные вопросы будут решаться оперативно, – считает глава района. При этом, я думаю, необходимо в муниципальных предприятиях предусмотреть бригады, которые будут закреплены за определенным районом города. Когда они, подкрепленные местным бюджетом, начнут работать, то и руководство района сможет само планировать деятельность по благоустройству, составлять графики, эффективно отслеживать результаты. Но, конечно, надо смотреть, какие полномочия и в каком объеме денежные средства будут переданы.
Нельзя забывать и про общегородские проблемы, поэтому надо оптимально увязать все финансовые потоки.
Контроль за благоустроительными работами благодаря реформе местного самоуправления также станет эффективнее: предполагается, что в каждом районе будет свой депутатский корпус, из которого выберут и главу администрации, и делегатов в Гордуму. Соответственно, вместо нынешних пяти округов во всем районе появится в несколько раз больше – депутаты смогут отвечать за гораздо меньшую территорию, а это значит, что и проблемы ее они будут знать досконально. Власти станут ближе к народу – не фигурально, а реально.
– Депутат будет выбираться с меньшей территории, – говорит Трофимов. – Вероятно, он будет жителем своего округа, а значит, сразу знаком с проблемами микрорайона и нуждами людей. Думаю, на первый план выйдут председатели ТОСов – они самые активные люди в районах города. Они уже знают все проблемы и понимают, как их решать, занимаются и ЖКХ, и благоустройством, и воспитанием молодежи.
Василий СТЕПАНОВ
в газете на правах рекламы