Велосипедная езда приобретает все большую популярность среди ульяновцев. С наступлением теплых деньков на городские улицы, в парки и скверы выкатываются вереницы двухколесного транспорта, любители велопрогулок объединяются в клубы по интересам. По словам краеведов, нечто подобное наблюдалось в дореволюционном Симбирске. 120 лет назад в городе открылось коммерческое общество любителей велосипедной езды.
В конце позапрошлого века езда на велосипеде, как, впрочем, и занятие спортом, считалась привилегией избранных. Шутка ли, бицикл, как тогда называли этот двухколесный транспорт, стоил около 400 рублей. Позволить себе такие покупки могли разве что богатые купцы. Не случайно идея создания первого в Симбирске общества велолюбителей принадлежала Акселю Юргенсу – коммерсанту, известному симбирскому общественному деятелю и меценату, старшему сыну купца Карла Юргенса. Страховой бизнес, торговля книгами, мебелью, музыкальными инструментами и канцелярскими принадлежностями, земледельческими орудиями и машинами были их семейным делом.
В июне 1894 года он вместе с инженером Михаилом Махчинским пришел в городскую думу с просьбой выделить земельный участок под велодром. Вопрос решился на удивление быстро: 6 июля городская дума сдала обществу «в аренду на 12 лет, с платою по 20 рублей в год, для устройства велодрома, пустопорожнее место, более 2 1/2 десятин напротив северных военных казарм» (территория нынешнего учебного центра войск связи, до этого – Ульяновского высшего военного училища связи). Велодром был готов уже в августе того же года. Здесь регулярно проводились состязания на велосипедах, сначала частные, для членов общества, а затем и публичные, с платой за вход. С 1894-го по 1896 год общество организовало семь велогонок на циклодроме и одну – на сто верст – за его пределами.
Победителем эта дистанция была пройдена за 4 часа 5 минут и 32 секунды. Циклодром обошелся в 957 рублей 65 копеек и вошел в «уставный капитал» общества. Основным источником дохода общества были ежегодные членские взносы. В 1902 году было пять почетных, 25 действительных членов и четыре кандидата в члены общества. Бывали и сезонные посетители. Действительные члены вносили в кассу ежегодный взнос, величину которого определяло общее годовое собрание. А кандидаты и сезонные посетители вместе с подачей заявления уплачивали разовый взнос. Делами общества заведовал совет, избираемый раз в год собранием действительных членов. Доход также приносило обучение всех желающих велосипедной езде штатными учителями. Впрочем, почти вся выручка уходила на погашение долга.
28 августа 1894 года был утвержден устав Симбирского коммерческого общества любителей велосипедной езды. «Цель его заключается в сближении любителей велосипедной езды, в усовершенствовании такой езды и в распространении употребления велосипеда как удобного, полезного, приятного и практичного средства передвижения», – говорится в документе. Для достижения такой цели общество могло «приобретать недвижимую собственность для устройства своих собственных мест для катанья, иметь учителей для обучения желающих ездить на велосипеде, устраивать прогулки и состязания и давать музыкальные и танцевальные вечера и вообще дозволенные увеселения». Интересно, что по уставу в это общество был «безусловно воспрещен вход лицам женского пола; они не только не имеют права быть членами общества, но и не могут являться в помещение общества в качестве гостей». Впрочем, в действительности такие строгие ограничения в отношении женщин обществом велосипедистов не соблюдались были среди них и те, кто постоянно использовал бицикл в качестве средства передвижения.
Увы, в отличие от других городов, Симбирское велосипедное общество просуществовало недолго, всего лишь 12 лет, и было закрыто из-за недостатка средств за аренду земельного участка под велодромом. А с началом Первой мировой войны город вместе с семьей навсегда покинул Аксель Юргенс, предварительно свернув весь свой бизнес.
Дмитрий Минаев