Судя по настроениям, царившим в нашей стране еще накануне бразильского чемпионата мира (ЧМ) по футболу, в успех сборной России у нас, скорее, не верили, чем верили.
И это показательно так же, как и сам провал сборной.
Наиболее непримиримые могут, конечно, возразить, что Россия не единственная неудачница – в первом круге ЧМ вылетели даже такие зубры, как Испания, Италия и Португалия, но об этих сборных чуть ниже. А пока о нашей. У меня есть на этот счет собственная теория, которая, на мой взгляд, вполне подтверждается историей не только советско-российского, но и мирового футбола.
Я видел по ТВ, как наша сборная вернулась из Бразилии в Москву и ее игроки шли понуро по зданию аэровокзала, никем не встречаемые.
В общем, одинокие. Особенно хмур был ее вратарь Игорь Акинфеев. И мне было очень жаль их всех. Но претензий к ним у меня нет никаких, поскольку они – не причина этой неудачи, а жертва той же причины, которая погрузила в глубочайшую апатию население России, включая и их.
Можно нанять хоть семерых Фабио Капелло и платить каждому из них не в 50 раз, как сейчас, больше, чем получает, к примеру, тренер сборной Колумбии, а в 100 – кардинально это ничего не изменит. Чемпионат в Бразилии сборная провалила безнадежно. Во всех трех ее играх не мелькнуло, образно выражаясь, ни одной искры. Настроения у игроков не было, они были психологически подавлены. Подавлен, собственно, их дух, не чисто спортивный даже, а просто человеческий, как и у большинства россиян. А дух, сердцевину и нации, и отдельного человека, не купишь ни за какие деньги, хоть кому-то, возможно, и кажется, что при наших запасах нефти и газа мы способны купить все, что захотим.
Не все!
Я не очень страстный болельщик футбола, но с годами начинаю думать, что эта игра больше, чем игра, что в ней отражается степень свободы общества. Причем клубные турниры и турниры сборных в этом смысле не одно и то же. Испания в целом может разочаровывать, но город Барселона, его бренд, его дух вызывать симпатию большинства жителей, и вот футбольный клуб «Барселона» блистает, вместе с португальцем Роналдо. С национальными командами все иначе.
В 1960 году сборная СССР сталачемпионом Европы. Неслыханный успех, сотворенный командой «звезд», среди которых были Лев Яшин, Игорь Нетто, Виктор Понедельник и другие. С чего бы вдруг этот взлет на ровном месте? Но в томто и дело, что взлет был подготовлен происходившими в обществе процессами. Это была хрущевская оттепель.
Со страны спали оковы сталинизма, и культ «вождя» был разоблачен. На смену зажатым ртам пришла свобода говорить. Пришли новая поэзия и живопись. Словом, это был глоток свежего воздуха, который и не преминул вылиться в «золото» европейского футбольного турнира.
Закончилось все, впрочем, очень скоро. Следующий всплеск национального футбола произошел в 1966 году, когда наша сборная на чемпионате мира в Англии вышла в полуфинал. И это тоже было не случайно. В октябре 1964-го поднадоевший своими «художествами» Никита Хрущев был смещен и на его место пришел относительно молодой и энергичный Леонид Брежнев, и народу вновь померещилась заря свободы, к 1966 году не успевшая еще угаснуть. Но вскоре ее погасили, и до 1985 года наступила «стабильность», то есть мертвый сезон. Прервался он с избранием генсеком ЦК КПСС Михаила Горбачева, которому было тогда и вовсе только 53 года. Последовала так называемая перестройка, но главное – это все тот же прошелестевший над страной призрак свободы. Наступили невероятная до того гласность и расцвет толстых журналов. Из ссылки вернулся Андрей Сахаров. Права человека были объявлены одним из основных приоритетов. И в 1988 году сборная СССР выходит в финал чемпионата Европы.
А еще становится чемпионом Олимпиады в Сеуле, где обыгрывает Бразилию. Потом – долгий застой.
– А что тогда было в 2008 году, когда Россия взяла «бронзу» на чемпионате Европы? – спросил меня, пытаясь разбить мою теорию, приятель.
В 2008-м на президентских выборах победил Дмитрий Медведев, шедший к власти с лозунгом «Свобода лучше, чем несвобода», ему тоже поверили, и был краткий подъем. Успехи в футболе всегда приходили на волне общего искреннего, а не ложного, подъема. Верно и обратное.
Примерно так же и с бразильскими неудачами Испании, Италии и Португалии. Мадрид и Лиссабон уже несколько лет трясет экономический кризис, но не он сам по себе подставил сборным подножку, а поведение правительств. В странах шли массовые протесты, на разгон которых власти бросали водометы и слезоточивый газ, и ощущение несвободы в этих условиях не могло не усилиться. Как и в изнасилованной Берлускони Италии.
В то же время в одну восьмую финала ЧМ вышли две команды из Африки, и ни одной из Азии, крупнейшего континента мира. Но Азиято как раз континент с наименьшей свободой человека. Хоть в подмороженном Китае, хоть в ментально склонных к тоталитаризму Японии и Южной Корее. Не говоря уж о режиме Северной Кореи или сжатом назарбаевскими тисками Казахстане.В этом же ряду давно стоит и Россия.
Историю не обманешь. Можно рассказывать народу сказки о стабильности и росте уровня жизни, о «собирании земель», о злом Западе и вставании с колен, но национальный дух этим не поднять. Поднять его не удалось, как видим, даже Крымом. Подкошен этот дух основательно, и выступление нашей сборной на ЧМ оказалось всего лишь только зеркалом. А на него пеняй не пеняй, одна малина. Кислая.
Андрей Семенов