Замгубернатора Светлана Опенышева сообщила, что в 2030 году в области должно быть 3 миллиона жителей. Причем изначально задача достигнуть такого показателя стояла до 2025 года, однако, судя по всему, в связи с демографическими неуспехами ее пересмотрели.

Сейчас в области – около 1 миллиона 300 тысяч жителей. Согласно прошлогоднему прогнозу «Ульяновскстата», в 2030 году численность населения составит 1 миллион 85 тысяч жителей – на 200 тысяч человек меньше, чем сейчас. Однако у Опенышевой другие прогнозы.

– Мы поставили задачу – 3 миллиона, но не к 2025 году, а к 2030 году, – сообщила замгубернатора. – Повышение численности ожидается, например, в Димитровграде – до 450 тысяч человек. Надо вообще понять, на сколько увеличится в районах количество жителей, надо рассмотреть, кто будет рожать, сколько будет рожать. Каждый из нас должен понимать, что ему нужно сделать для достижения этой цели.

Будучи руководителем отрасли развития человеческого потенциала, Светлана Опенышева занимается, в том числе, разработкой программы увеличения численности жителей. Согласно ей, прибавится народ в области и за счет рождаемости, и за счет миграции – с одной стороны, в регион должны приезжать специалисты, с другой стороны, они не должны покидать пределы области в поисках лучшей доли. Демографическая ситуация улучшится, по замыслу, вместе с поддержкой сельских жителей, газификацией, улучшением предпринимательского климата, созданием новых рабочих мест… В качестве подспорья для увеличения населения в части привлечения трудовых ресурсов Опенышева со своими подчиненными присту-пит к разработке стандарта создания благоприятного климата для развития человеческого потенциала на территории Ульяновской области, о чем она сообщила в своем блоге.

В то же время очень и очень многим задача достигнуть отметки в три миллиона кажется утопической. Сама же Опенышева цитирует в своем блоге слова эксперта Центра региональных программ совершенствования государственного и муниципального управления ИГМУ НИУ-ВШЭ Ильи Акишина: – В перспективе до 2020 года следует говорить лишь о сглаживании негативных тенденций, но не о росте населения, – сообщает он. – Вообще, как известно, и по РФ в целом также будет наблюдаться отрицательный прирост населения в долгосрочной перспективе при любом сценарии.

Путь, который видит Акишин, – это удержание в области молодых специалистов. Однако в это пока мало кто верит – лучшие молодые умы региона всегда стремились в Москву, Санкт-Петербург, кто-то уезжал за границу, многие уходят на повышение в окружные центры своих крупных компаний в Самару, Нижний Новгород, Казань – там и уровень жизни выше, и зарплата – тоже. Как неоднократно сообщали сами чиновники, в Ульяновской области – одна из самых низких заработных плат среди всех субъектов Приволжского федерального округа. Да и коэффициент естественного прироста населения, который всетаки должен быть основным показателем при разговоре о демографической политике, за 2013 год в Ульяновской области был плохим: 2,8 процента, тогда как в соседнем Татарстане он остановился на отметке +2,7 процента. Коэффициент миграционного прироста населения был еще хуже: по состоянию на начало второго полугодия 2013 года этот показатель в регионе составлял -24,3 процента.

Интересно, что отвечать за выполнение поставленной задачи члены нынешнего правительства области будут, вероятно, далеко не все – самому молодому из них, министру здравоохранения Павлу Дегтярю, в 2030 году исполнится 49 лет, а вот вице-губернатору Александру Якунину пойдет 70-й год. Да и ротация в органах власти такова, что за последний год из структуры правительства ушел добрый десяток человек.

Сергей Гурьянов