На днях, как «СК» уже сообщал, в облправительстве была озвучена новая демографическая задача для региона: к 2030 году численность населения Ульяновской области должна вырасти с нынешних 1,267 млн человек до 3 млн. Способствовать выполнению этой задачи должно в первую очередь увеличение рождаемости.
Вопросы действия региональных льгот, направленных на улучшение демографической ситуации, обсуждались недавно и областным Законодательным Собранием.
Однако там властью были предложены решения, усложняющие получение помощи и сокращающие круг претендентов на нее. Аргументировалось это заботой об адресности и эффективности мер социальной поддержки.
До деревянной свадьбы
На хорошую демографию у нас призван работать Закон «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области». Статья 8 этого закона, например, испытывает прочность молодой семьи десятью тысячами рублей. Такой суммой молодожены Ульяновской области поощряются через год со дня государственной регистрации брака – за то, что не развелись и сохранили свой союз. На выплату претендуют исключительно те, кто вступил в брак впервые, при условии, что возраст хотя бы одного из супругов на день бракосочетания не превышает 25 лет.
Никакие деньги пока еще не выплачивались, потому что закон действует с 1 июля 2013 года: поженившиеся после этой даты не успели отметить годовщину совместной жизни до изменений в законодательстве.
Теперь же решено в пять раз увеличить продолжительность пребывания молодоженов в браке для права на поощрение. Власти объясняют это статистикой разводов: по информации областного Управления ЗАГС, 4 процента семей распадаются менее чем через год совместной жизни, 16 процентов – в период от одного года до трех лет, 17 процентов – от трех до пяти лет, 22 процента – от пяти до десяти лет, 17 процентов – от десяти до двадцати лет. Вот и родилась идея поощрять семьи за сохранение брачных отношений «в наиболее сложный период, характеризующийся большим количеством разводов».
Думается, наивно полагать, что надежда получить 10000 рублей заставит хоть кого-то пять лет жить друг с другом, если люди не сошлись характерами, или один из супруговпропивает все в доме, или муж гоняет жену с детьми. Тем не менее поправка в закон большинством голосов принята. Выплаты за крепкий брак станут давать таким образом не через год, а через пять лет – к деревянной свадьбе вместо ситцевой.
Неувязка с нуждаемостью
Действующая редакция областного «демографического» закона предусматривает выделение средств на приобретение жилья или погашение ипотечного кредита семьям при появлении на свет детей в результате многоплодных родов и многодетным семьям, в случае рождения четвертого ребенка или последующих детей. Сейчас на подобную поддержку в регионе претендует около двухсот семей. Теперь право таких семей на единовременную выплату власть хочет увязать с нуждаемостью их в жилье. Причем с нуждаемостью в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. А на подобные квартиры и комнаты может рассчитывать ограниченный круг лиц. Те, чьи доходы на человека в семье не превышают прожиточного минимума – то есть малоимущие. Те, кто проживает совместно с родственниками, страдающими опасными заболеваниями (например, туберкулезом в открытой форме). Те, кто успел встать в очередь на жилье до 2004 года (по старому законодательству), но ничего не получил. Естественно, у всех у них жилой площади на каждого члена семьи должно быть меньше учетной нормы – 12 квадратных метров.
Подобный подход отсекает от социальной поддержки большое число многодетных и семей с двойняшками, а не только богатых родителей.
Достаточно людям на пару рублей превзойти в доходах прожиточный минимум (на который реально не прожить), и на помощь в приобретении жилья можно не рассчитывать.
Недаром законопроект с поправками на заседании ЗС был встречен неоднозначно и вызвал бурное обсуждение. Ведь некоторые ульяновцы под действующий закон уже запланировали рождение четвертого или пятого ребенка, надеясь улучшить жилищные условия. Кто-то из многодетных взял ипотеку, въехал в новую квартиру, а в ней эту семью уже не признают нуждающейся.
В итоге поправки были приняты пока только за основу – с условием доработать ко второму чтению критерии нуждаемости. Но, думаю, они вряд ли сильно смягчатся, и вот почему.
Укрепление бюджетных швов
Все изменения в региональное законодательство о социальной поддержке, рассмотренные в июне, направлены в первую очередь на сокращение расходов (особенно ближайших) областного бюджета.
Под каким бы соусом повышения эффективности и наведения социальной справедливости это ни подавалось. Когда область вводила законы, подобные «демографическому», я уже писал, что это удобно в плане пиара: льготы объявлялись, зато реальное действие их откладывалось на некоторое время (упомянутый закон был принят в конце 2011 года, а в силу вступил с 1 июля 2013 года). Теперь заложенные «мины» стали взрываться: срок исполнения подошел и надо изыскивать средства. Обсуждаемые поправки в «демографический» закон сулят казне экономию. То же самое и с законом о льготах для ветеранов труда Ульяновской области, о котором мы недавно писали. Региональным и федеральным ветеранам компенсация за ЖК-услуги будет теперь насчитываться по одним правилам.
Можно не сомневаться, что ульяновцам, имеющим два основания для льгот, станут рекомендовать пользоваться федеральным регистром, чтобы деньги поступали из Москвы. А то местные бюджеты трещат по швам – это тоже прозвучало на заседании ЗС.
Владимир Пугачев
житель
Вспомнилась серия фильма “Участок”, где жители своим якобы примерным поведением боролись за премию.
Но жизнь гораздо веселее (если бы не так было грустно)любой кинокомедии.
Чиновники, давайте еще!!! Веселите, блин..
Whirl
Не льстите им – депутаты не чиновники