На днях, как «СК» уже сообщал, в облправительстве была озвучена новая демографическая задача для региона: к 2030 году численность населения Ульяновской области должна вырасти с нынешних 1,267 млн человек до 3 млн. Способствовать выполнению этой задачи должно в первую очередь увеличение рождаемости.

Вопросы действия региональных льгот, направленных на улучшение демографической ситуации, обсуждались недавно и областным Законодательным Собранием.

Однако там властью были предложены решения, усложняющие получение помощи и сокращающие круг претендентов на нее. Аргументировалось это заботой об адресности и эффективности мер социальной поддержки.

До деревянной свадьбы
На хорошую демографию у нас призван работать Закон «О некоторых мерах по улучшению демографической ситуации в Ульяновской области». Статья 8 этого закона, например, испытывает прочность молодой семьи десятью тысячами рублей. Такой суммой молодожены Ульяновской области поощряются через год со дня государственной регистрации брака – за то, что не развелись и сохранили свой союз. На выплату претендуют исключительно те, кто вступил в брак впервые, при условии, что возраст хотя бы одного из супругов на день бракосочетания не превышает 25 лет.

Никакие деньги пока еще не выплачивались, потому что закон действует с 1 июля 2013 года: поженившиеся после этой даты не успели отметить годовщину совместной жизни до изменений в законодательстве.

Теперь же решено в пять раз увеличить продолжительность пребывания молодоженов в браке для права на поощрение. Власти объясняют это статистикой разводов: по информации областного Управления ЗАГС, 4 процента семей распадаются менее чем через год совместной жизни, 16 процентов – в период от одного года до трех лет, 17 процентов – от трех до пяти лет, 22 процента – от пяти до десяти лет, 17 процентов – от десяти до двадцати лет. Вот и родилась идея поощрять семьи за сохранение брачных отношений «в наиболее сложный период, характеризующийся большим количеством разводов».

Думается, наивно полагать, что надежда получить 10000 рублей заставит хоть кого-то пять лет жить друг с другом, если люди не сошлись характерами, или один из супруговпропивает все в доме, или муж гоняет жену с детьми. Тем не менее поправка в закон большинством голосов принята. Выплаты за крепкий брак станут давать таким образом не через год, а через пять лет – к деревянной свадьбе вместо ситцевой.

Неувязка с нуждаемостью
Действующая редакция областного «демографического» закона предусматривает выделение средств на приобретение жилья или погашение ипотечного кредита семьям при появлении на свет детей в результате многоплодных родов и многодетным семьям, в случае рождения четвертого ребенка или последующих детей. Сейчас на подобную поддержку в регионе претендует около двухсот семей. Теперь право таких семей на единовременную выплату власть хочет увязать с нуждаемостью их в жилье. Причем с нуждаемостью в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. А на подобные квартиры и комнаты может рассчитывать ограниченный круг лиц. Те, чьи доходы на человека в семье не превышают прожиточного минимума – то есть малоимущие. Те, кто проживает совместно с родственниками, страдающими опасными заболеваниями (например, туберкулезом в открытой форме). Те, кто успел встать в очередь на жилье до 2004 года (по старому законодательству), но ничего не получил. Естественно, у всех у них жилой площади на каждого члена семьи должно быть меньше учетной нормы – 12 квадратных метров.

Подобный подход отсекает от социальной поддержки большое число многодетных и семей с двойняшками, а не только богатых родителей.

Достаточно людям на пару рублей превзойти в доходах прожиточный минимум (на который реально не прожить), и на помощь в приобретении жилья можно не рассчитывать.

Недаром законопроект с поправками на заседании ЗС был встречен неоднозначно и вызвал бурное обсуждение. Ведь некоторые ульяновцы под действующий закон уже запланировали рождение четвертого или пятого ребенка, надеясь улучшить жилищные условия. Кто-то из многодетных взял ипотеку, въехал в новую квартиру, а в ней эту семью уже не признают нуждающейся.

В итоге поправки были приняты пока только за основу – с условием доработать ко второму чтению критерии нуждаемости. Но, думаю, они вряд ли сильно смягчатся, и вот почему.

Укрепление бюджетных швов
Все изменения в региональное законодательство о социальной поддержке, рассмотренные в июне, направлены в первую очередь на сокращение расходов (особенно ближайших) областного бюджета.

Под каким бы соусом повышения эффективности и наведения социальной справедливости это ни подавалось. Когда область вводила законы, подобные «демографическому», я уже писал, что это удобно в плане пиара: льготы объявлялись, зато реальное действие их откладывалось на некоторое время (упомянутый закон был принят в конце 2011 года, а в силу вступил с 1 июля 2013 года). Теперь заложенные «мины» стали взрываться: срок исполнения подошел и надо изыскивать средства. Обсуждаемые поправки в «демографический» закон сулят казне экономию. То же самое и с законом о льготах для ветеранов труда Ульяновской области, о котором мы недавно писали. Региональным и федеральным ветеранам компенсация за ЖК-услуги будет теперь насчитываться по одним правилам.

Можно не сомневаться, что ульяновцам, имеющим два основания для льгот, станут рекомендовать пользоваться федеральным регистром, чтобы деньги поступали из Москвы. А то местные бюджеты трещат по швам – это тоже прозвучало на заседании ЗС.

Владимир Пугачев