Грушинский фестиваль, 41-й по счету, собрал в прошедшие выходные на Мастрюковских озерах под Тольятти 65 тысяч человек. Фестиваль вновь стал единым, без деления на “традицию” и “альтернативу”.
Согласитесь, это нормально, что “другие мальчики поют другие песни” – любое искусство должно развиваться и обогащаться новыми веяниями. Поэтому и произошел несколько лет назад “раскол” фестиваля: две поляны, старшее поколение, младшее поколение…
Говорят, вмешалось министерство культуры РФ, погрозило властным пальцем: эй, мол, чего вы там не поделили? Ну-ка придите к консенсусу!
Насчет музыкально-поэтического консенсуса многие очень сомневались. Но попробовали. В конце концов, фестивалей, как бардовских, так и альтернативных, сейчас пруд пруди. Давайте оставим ветерана таким, какой он был.
Но все в этой жизни меняется. На том месте, где традиционно стоял ульяновский лагерь, теперь построены стационарные домики – то ли для V.I.P. – персон, то ли просто для тех, кто платит… Милиции на фестивале было много. Панки не били кришнаитов, потому что ни тех, ни других в массовом количестве на поляне не было.
Выступал перед публикой и вручал награды на плоту-гитаре Александр Городницкий, возглавлявший когорту патриархов. “Давали жару” Дмитрий Богданов, Алексей Иващенко, Тимур Шаов, Галина Хомчик. Олег Митяев сольные концерты не давал, спел три песни в гала-концерте.
Из. 12 площадок, где шли отборочные и персональные выступления, самой популярной оказалась “Громкая сцена фестиваля” “СИСТРОВ”. Считается, что именно она представляла “альтернативный” Грушинский фестиваль. Здесь пели и любимец молодежи Василий Уриевский, и лауреат 2014 года москвичка Юлия Теуникова, и множество групп из России и Украины. .Словом, те авторы, у которых творчество тяготеет к року. Перед этой сценой, действительно расположенной на острове, за протокой, собралось не менее трех тысяч зрителей. Оглядывая это море народу, один из организаторов не удержался от реплики: “И вот это они хотели запретить?!..”
Публика восторженно встречала дорогого гостя – Евгения Евтушенко. Год назад он очень сильно болел. Ему отняли ногу. Передвигается поэт, опираясь на трость. А на сцену его на руках поднимали два помощника. Евгений Александрович – немолод и весьма худ – одни яркие голубые глаза на морщинистом лице. Он остался в одиночестве из великолепной плеяды поэтов-шестидесятников. Но какая необычайная сила появляется в его голосе, когда он начинает читать! Зрители, которым сейчас по 20, и смеются вместе с ним, и плачут навзрыд! Начал Евтушенко со стихотворения “Матч СССР-ФРГ 1955 год. Репортаж из прошлого века”. Был такой матч через 10 лет после Победы.
“А инвалиды, как на поверке, –
все наготове держали фанерки
с надписью прыгающей “Бей фрицев!”,
снова в траншеи готовые врыться,
будто на линии фронта лежат,
каждый друг к другу предсмертно прижат..”
Но упал наш нападающий, забивший гол. А немец протянул ему руку, поднял с земли. И весь стадион оценил это жест дружбы.
“Кончаются войны не жестом Фемиды, а только когда, забывая обиды, войну убивают в себе инвалиды, войною разрезанные пополам”.
Стихи были из книги “Я пришел в XXI век”. Далее – небольшое произведение о самоубийстве. Эта тема проходит через все творчество поэта. Он говорит, что получал много писем от людей, которым его строки помогли не сделать последнего шага.
И, наконец, Евтушенко читает поэму о любви “Дора Франко”, написанную в 2012 году. Над поляной возвышался голос Поэта:
– “Лишь те остаются живыми,
как Маркес и Курт Воннегут,
не зная, во чье они имя,
но все же во имя живут…”
Большая поэзия, принесенная поэтом на фестивальную поляну, указывала высоту творчества, ту, где нет мелочных распрей, чей стих и чья песня нужнее сегодня…
Ольга Ронжина