В Испании – новый король. Это бывший кронпринц Фелипе. Его отец отрекся от престола. Это произошло впервые за всю историю страны, где до сих пор монархи покидали трон только в силу естественных причин, то есть кончины. Хуана Карлоса же свели с него, как все трубят, его собственная коррупционная история и поведение его зятя. И то и другое на фоне российских размахов – гроша ломаного не стоит, поскольку смехотворно.

«Тяжким грехом» самого короля была имевшая место пару лет назад охота на слонов в Африке. Оплатил ее бюджет, и Хуан Карлос потратил таким образом 40 тысяч евро. На дворе же был кризис, и общественность Испании, узнав об этой охоте монарха, крайне возмутилась. Король свою оплошность признал, смиренно извинился перед народом, сказав, что поступил неправильно и что больше такое не повторится. Но возмущение не улеглось, и все громче были призывы к его отречению. А тут еще и скандал вокруг зятя, которого уличили в уклонении от налогов. То ли на пять, то ли на шесть миллионов евро. В заключение СМИ подсчитали, что монархия обходится Испании слишком дорого около восьми миллионов евро в год.

Я представляю, как в московских властных коридорах хохотали надэтими «непомерными» тратами испанского короля и «преступлением» его зятя, ведь у нас-то масштабы и доходов, и сокрытий, и забав испанским не чета. У нас это миллиарды евро на тайных счетах, с которых, понятно, никакие налоги не платятся вообще. У нас какая-нибудь царская рыбалка где-нибудь в заповедных краях Камчатки обходится бюджету не в 40 тысяч евро, а, как минимум, на порядок дороже. Или на два порядка. То есть от 400 тысяч до четырех миллионов евро, ведь у нас надо предварительно и рыбы в царский водоем натаскать, чтобы она ловилась как бешеная. А, возможно, для верности, еще и на крючки ее заранее насадить. Ну, а общие расходы королевского двора в восемь миллионов евро (350 млн рублей) – это и вовсе сущие крохи по сравнению с расходами даже одной какой-нибудь российской обладминистрации. Не всероссийской, а одного региона!

Хуан Карлос, однако, согласился с претензиями общества и объявил об уходе. Несмотря на всю свою популярность, несмотря на заслуги перед народом и Испанией, которую он вытащил из пут франкистского режима и привел к демократии, сделав испанцев свободными людьми. Несмотря на то, что конституция Испании не предусматривает такого способа смены власти и пришлось принимать специальный закон, чтобы сын Хуана Карлоса смог при живом отце стать главой государства. И после этого нам будут говорить, что в Европе непорядок, а у нас расцвет?

Андрей Семенов