…Неуважительное, грубое обращение начальников с работниками стало уже фирменным знаком нашего времени – по крайней мере, так нам рассказывают.
Но почему это имеет, на Ваш взгляд, место, ведь в государстве вроде бы крепкая, стабильная власть и много контролирующих органов?
Лариса Ивановна: – Хамство процветало и при советской власти. Многие руководители даже мата не стыдились. Плохое воспитание не позволяло им понять, что это признак невежества и хамства. Путин недавно посоветовал чинушам корректно и вежливо обращаться с простыми гражданами.
Но, видимо, воз и ныне там, ведь кто решится шлепнуть по оскверненным грязной бранью начальственным устам.
Михаил Александрович: – Почти всю трудовую жизнь я проработал в другом государстве СССР – и четко знал, что работаю не в группе случайно набранных людей, а в коллективе. Нас объединяла не только работа, но и личные отношения. Мы вместе с детьми в выходные могли сходить на шашлыки, организовать соревнования. А чтобы мне или кому-то другому начальник мог нагрубить, нахамить такого не было. Он прекрасно понимал, что будет себе дороже. А сейчас каждый за себя, коллектива нет. Поэтому работника можно обхамить, уволить, не неся никакой ответственности. Чем больше контролирующих органов, тем больше безответственности.
Александр Сергеевич: – В аналогичной ситуации я был на рубеже тысячелетий. Целых четыре года. Выручило то, что имел несколько профессий, следил за здоровьем и вел трезвый образ жизни – новая работа сама нашла меня. Консультировался и с чиновниками – мне сказали, что если захотят сожрать, то сожрут. А все «ее величество безработица».
Владимир Евгеньевич: – Приехал сюда в гости из другого города и поразился – грязно, мрачно, показушно. Вот это – настоящее хамство. По отношению к городу и горожанам.
Вероника: – Хамства сейчас действительно много. Никак к этому не привыкнуть.
Если начальник мне нахамит, я просто уйду, ни за что не потерплю. Так было уже три раза. Такое отношение к сотрудникам, я считаю, оттого, что многие слишком терпимо относятся к беспардонности начальства.
Инна Ивановна: – Очень низкая у нас культура.
Истинные интеллигенты – наперечет.
Культуре производственных отношений нужно обучать в вузах и не формально к этому относиться.
Марина, воспитатель детского сада: – С хамством не сталкивалась, а вот с контролирующими органами – приходилось. По бумагам в детсаду все прекрасно. Только порции у детей мизерные, вечно смотрят на нас голодными глазами. А к приходу проверяющих порции увеличиваются в три-четыре раза. Однажды дети просто испугались вида отбивных, занявших больше половины тарелки, и не стали обедать. Зимой в спальнях температура опускается, бывает, до 9 градусов тепла! Если родители сообщат в прокуратуру – тогда как по волшебству батареи моментально нагреваются.
Михайловский: – Хамство хамству рознь. Маленькой зарплатой тоже можно унизить человека, да еще как! Человек ощущает себя какой-то букашкой, бессильной и никчемной.
Виктор Викторович: – Надо сразу осадить начальника, при первой же его попытке нахамить, чтобы впредь неповадно было.
Даже если он тебя не зауважает после этого, так хотя бы попридержит свой язык. То есть, я хочу сказать, ситуацию эту можно проконтролировать. А уж если сотрудники поддержат… Тогда вообще нет проблем.
Елена: – Иногда хамов останавливает равнодушное отношение. Сделайте вид, даже если внутри клокочет, что вам все равно. И сами успокойтесь, валерьянку примите, с сослуживцами поулыбайтесь, чаю попейте и забудьте. А хаму пусть досадно станет, что все его «старания» напрасны.
Николай: – Да забейте на хамство. Начальник он и есть начальник, даже если невоспитанный. Вообще к людям надо относиться как к индивидуальностям.
Все мы разные – по происхождению, воспитанию, образованию, положению. Каждый имеет право быть самим собой. Ну и пусть руководитель ругается, оскорбляет, высокомерничает. А вы думайте так (не вслух, конечно): «Вот гад, кто только тебя воспитал?!
Хорошо, что я не такой».
Записали Анна МИХАЙЛОВА и Елена ЗЫКИНА.