По-моему, власть слетает уже с катушек и мечтает установить камеры видеонаблюдения не только во дворах жилых домов, но и на улицах города, организовав тем самым режим слежки за всеми поголовно.
В качестве положительного примера и образца для приманки жильцов (установка камер во дворах, их обслуживание, ремонт и замена будут за их счет, если они за это проголосуют на общих собраниях) приводится микрорайон «Репино», где «с помощью видеокамер удалось опознать личность человека, похитившего скутер». Достижение, конечно, колоссальное, но как же все это смахивает на тюрьму! Известно ведь, что в ее камерах (и слово-то одно и то же) по ночам не гасится свет. Тоже по соображениям безопасности – чтобы заключенные не натворили в темноте чего-нибудь и были круглосуточно под надзором смотрящих.
Вот этот режим смотрящих и внедряется последовательно в нашем городе, обогащая попутно китайских производителей видеотехники. То есть насаждается атмосфера страха и войны всех со всеми. С автовладельцами, которые коварно оставляют свои машины на подконтрольных смотрящим территориях. С пешеходами, которые авансом подозреваются в намерении что-нибудь украсть или угнать. Со всеми, кто может обидеть детей, гуляющих без присмотра родителей. Иначе говоря, поощряется родительская халатность, когда они, полагаясь на видеокамеру, будут спокойно заниматься своими делами, а дети где-то бегать. Но может оказаться и поздно – ребенок попадет под колеса или под нож, и, даже если преступник будет потом по видеозаписи опознан, вернуть погибшего уже не удастся.
И вообще, анализировал ли кто-нибудь, чего от этого новшества больше – вреда или пользы? Например, кто-то решил ограбить вашу квартиру и начал за вами видеослежку. Слежку, собственно говоря, с одной целью – установить, что вы и все ваши из дома ушли или, еще лучше, уехали с чемоданами – в отпуск. А уж обойти видеокамеру грабителям не проблема, если они работают с ней и на этапе подготовки преступления.
На мой взгляд, власть, помимо лоббирования интересов поставщиков видеотехники, этим внедрением слежки преследует еще и цель снять с себя ответственность за безопасность граждан – одну из основных своих функций. Чтобы в случае чего заявить: а при чем мыто здесь, мы установили камеры, и теперь люди сами следят за своей безопасностью и безопасностью своего имущества и детей. Вот сами с себя пусть и спрашивают.
И отдельный вопрос: как весь этот насаждаемый всеобщий шпионаж соотносится с конституционным правом на охрану личной жизни (в том числе и личного видеоизображения) граждан? В наше-то время, когда в интернете может оказаться любая видеозапись?
Сергей Поленов