Почти в 3 раза выросла стоимость горячей воды в некоторых домах Ульяновска сразу же после завершения отопительного периода.
Создается устойчивое ощущение, что энергетики обвели вокруг пальца всю страну. Пока мы боролись за снижение роста тарифа, они взяли и сделали так, чтобы цена горячей воды от него напрямую не зависела. При этом монополисты пролоббировали и внесли такие изменения в законы, что запутали не только почти всех рядовых граждан, но и самого главу государства!
Тарифы не растут, но цены все выше
«Я смотрю, у вас в июне какая-то из компаний сразу на 70% подняла плату – тарифы за использование горячей воды», – сказал Владимир ПУТИН на встрече с губернатором Ульяновской области Сергеем МОРОЗОВЫМ. Это было еще в 2011 году. Управляющую компанию тогда быстро нашли, это крупнейшая в Ульяновске частная УК «Аметист». Все, конечно же, пересчитали, деньги людям вернули. Но…
«Тарифы в Ульяновске на самом деле не изменялись (не увеличивались, не уменьшались), изменилась лишь методика расчета стоимости ГВС, – прокомментировал тогда председатель Комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике Законодательного Собрания Ульяновской области Геннадий АНТОНЦЕВ. – И виноваты в увеличении стоимости ГВС не ульяновский губернатор или управляющая компания, а Министерство регионального развития РФ, «родившее» приказ №47».
Имеется в виду приказ «Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» (http://www.rg.ru/ 2011/03/25/jkh-dok.html). Суть новой методики была в том, что потребителей обязали платить за горячую воду не по привычной схеме, а за сумму расходов воды и тепловой энергии на ее подогрев. Это была первая попытка введения так называемого многокомпонентного тарифа. Приказом не ограничилось, последовало постановление Правительства РФ. И сейчас ситуация не изменилась – после завершения отопительного периода ГВС дорожает.
Майское повышение тарифа
Несмотря на то, что официально тарифы на все коммунальные услуги в 2014 году должны дорожать один раз за год и только с 1 июля, с горячей водой ситуация совершенно другая. ГВС начинает дорожать сразу после окончания отопительного сезона, то есть в мае.
– Итак, в мае, наконец, отключено отопление, и в счете знакомая по прошлому году картина – цена ГВС выросла на 49%, – рассказывает Галина ТИТОВА, председатель совета многоквартирного дома по ул. Карбышева, 32. – Это потому, что энергетикам трудно смириться с отсутствием оплаты за отопление, и они включили в цену ГВС потери в змеевиках (полотенцесушителях) и стояках ГВС, которые замеряют по общедомовым приборам учета. Мы все знаем, что всевозможные потери испокон веку были заложены в тариф на тепло, но сейчас это доказать невозможно – тарифы настолько непрозрачны, что суды пасуют перед этой тайной века. И мы вынуждены оплачивать «хотелки» энергетиков, которые они, со своей стороны, стараются раздуть максимально, для чего прибегают к различным хитростям, от манипуляций с общедомовыми счетчиками до повышения температуры теплоносителя летом выше, чем зимой. Это происходит уже второе лето в нашем доме, где нам по расходомерам все отчетливо видно, как нас норовят облапошить.
С 1 января 2013 года, согласно постановлению Правительства РФ №1149, цена ГВС рассчитывается по многокомпонентному тарифу, который состоит из компонента на теплоноситель (или воду) и компонента на тепловую энергию. По сути, в общепринятом понимании фиксированный тариф на ГВС теперь отсутствует, и каждый месяц цена горячей воды рассчитывается индивидуально для каждого дома в отдельности. Можно ли в принципе называть такую непостоянную переменную тарифом?..
– Вот посмотрите, как росла цена ГВС, – показывает свои платежки известный в городе специалист по ЖКХ, в прошлом председатель Ульяновского горисполкома Виктор ВАСИЛЬЕВ. – В конце 2012 года – 96,44 рубля за кубометр. В прошлом 2013 году: июнь – 103,25, июль – 114,58, август – 137,66 и в декабре выросла уже до 160,83 руб. за кубометр горячей воды. Почему такой рост, откуда?!
Еще один пример майского повышения с ул. Тельмана, 10. Это новый дом, с прекрасными утепленными стенами, без трещин и дырок, как в старом жилом фонде. То есть теплу деваться некуда, и все равно в мае здесь происходит повышение тарифа ГВС почти в 3 раза (см. на фото). Руководство управляющей компании объясняет это тем, что некоторые квартиры еще не заселены, и поэтому тем, кто уже въехал, приходится оплачивать потери и за пустующие жилплощади. Но разве люди в этом виноваты, почему они должны переплачивать?

2014-07-17_085759
Тариф на ГВС со 107,09 рубля за кубометр в марте вырос до 301,89 рубля за куб в мае

Платим дважды?
Энергетики заверяют, что все честно, и по новой методике учитывается особенность процесса приготовления горячей воды, чего раньше не было. Наш читатель Владимир МОЛЕБНОВ с тепловиками не согласен. Как мы рассказывали в номере от 14 апреля 2014 года, он, много лет проработавший инженером в сфере ЖКХ, доказал, что новая формула расчета цены ГВС отличается от старой лишь наличием «циркуляционной составляющей». Но если циркуляционные потери уже включены в тариф, как это было раньше, а сейчас не известно, ибо данные о тарифе закрыты, то получается, что мы дважды оплачиваем за одно и то же?
Самое абсурдное, что в проигрыше оказались именно те жители Ульяновской области, которые добросовестно исполнили требования федерального закона и установили на своих домах счетчики.
– В Ульяновске со стоимостью ГВС сложилась абсурдная ситуация, которую спровоцировал, а вернее, создал приказ Министерства экономики Ульяновской области №06-33 от 14.02.2013 г. Результатом этого стало резкое повышение стоимости ГВС для населения по окончании отопительного сезона на домах с общедомовыми приборами учета, запитанными по двухтрубной схеме, а их большинство, – комментирует директор НП СРО «Симбирский дом» Григорий НИКОЛАЕВ. – Абсурд состоит в том, что, в соответствии с данным приказом, в до-мах без приборов учета стоимость ГВС получается меньше, чем в домах, которые «оприборены» и где ведется полный учет потребления коммунальных ресурсов.
Таким образом, пропадает мотивация у потребителя в принципе к установке общедомового прибора учета. Более того, выгодно сломать счетчик или вывести его из строя на все лето. В чем причина?
Бюрократический хаос
Оказалось, что к постановлению №1149 должны были выйти еще несколько нормативно-правовых актов. Во-первых, должна была появиться Методика расчета норматива на подогрев, во-вторых – Методика разделения затрат тепла на отопление и ГВС в доме с закрытой системой водоснабжения. Но они не вышли! Поручения разработать соответствующие методики в свое время давались Министерству регионального развития РФ. Но до сих пор этих документов нет. Да и сам Минрегион передал полномочия по их составлению новообразованному Министерству ЖКХ, а там еще, видимо, руки не дошли. И эта ситуация тянется уже полтора года! Соответственно, тот норматив, который утвержден в Ульяновской области, сделан фактически в отсутствии правового поля.
– Действительно, есть такая проблема, что в домах, где не установлены приборы учета, действует норматив, и там ресурсоснабжающие организации несут реальные потери, – соглашается директор Департамента по регулированию цен и тарифов Дмитрий СЫЧЕВ. – Но в домах, где стоят приборы учета, норматив не действует, и там фактическое потребление получается выше, чем рассчитанный нами норматив. В качестве вариантов решения проблемы мы выходили с инициативой в федеральные органы и предлагали установить норматив на подогрев в домах, где есть прибор учета. То есть должна быть какая-то фиксированная величина, выше которой нельзя начислять. Это понуждало бы собственников, управляющие компании заниматься балансировкой внутридомовых систем там, где идут большие потери, за счет чего растет цена ГВС. Но нам был ответ, что сейчас идет работа над выпуском методических указаний для расчета нормативов на подогрев, и все – этим дело ограничилось. Ждем…
Сейчас законных оснований установить стоимость кубометра горячей воды, по словам директора Департамента, у него нет. Проблема чисто юридическая, а еще точнее – бюрократическая. Пока чиновники разбираются с бумажками и полномочиями между своими ведомствами, в отрасли царит неразбериха.
Путина на всех не хватит
В такой ситуации, конечно, каждый сам за себя. Однако если у энергетиков есть свое лобби, есть возможности, воспользовавшись хаосом, перетянуть на себя одеяло, то что же делать простым людям, как им себя защитить? Ведь Путин же не будет каждый раз делать замечание какой-то отдельной управляющей компании. Очевидно, что законотворческий процесс в нашей стране требует скорейшего перехода от точечных метаний к системе взвешенных решений, с полным пакетом изменений и просчетом рисков и последствий от их принятия. Проще говоря, принятие законов надо упорядочить (ограничить строгими рамками) и прежде всего – сделать открытым для общественного обсуждения.
Алексей Николаев