Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов поднял проблему, которая каждый раз даёт о себе знать, как только наступают сезонные полевые работы. Речь идёт о взаимодействии сельхозпроизводителей с органами Гостехнадзора и ГИБДД региона по вопросам передвижения крупногабаритной сельхозтехники на внутриобластных дорогах в период весенне-полевых и уборочных работ.

Практика показывает, что проблема организации движения крупногабаритной сельхозтехники по автомобильным дорогам требует особого внимания. Напомним, что к таким транспортным средствам относятся трактора, самоходные машины и комбайны, а также средства с навесным и прицепным оборудованием. Всего около 90 процентов всех самоходных транспортных средств, задействованных в сельскохозяйственных работах. При этом получение разрешения для передвижения такой техники по дорогам общего пользования требует от сельхозпредприятий и фермеров значительных финансовых и временных затрат. Судите сами. Чтобы «просто» въехать трактору на дорогу, нужно подать заявку в департамент автомобильных дорог, который рассматривает её в течение месяца. Случается, что разрешение выдается на три месяца, но не более чем на 10 поездок. Заранее заявку на следующее разрешение подавать нельзя. За каждое разрешение надо платить. И как прикажете в таких условиях заниматься сельским хозяйством, обеспечивать продовольственную безопасность? Аграрии вправе рассчитывать на содействие и понимание со стороны сотрудников ГИБДД, разумеется, в рамках закона и при строгом соблюдении правил дорожного движения.

У стражей «дорожного» порядка своя правда: ведомственные инструкции, распоряжения, приказы. По мере возможности они стараются идти навстречу просьбам аграриев, упрощают, где и как это возможно, передвижение тракторов, комбайнов, другой крупногабаритной сельхозтехники по дорогам регионального и федерального значения в период посевной и уборочной кампаний. В немалой степени способствуют такому пониманию обращения депутатов ЗСО и представителей органов исполнительной власти региона к сотрудникам ГИБДД при возникновении разногласий с владельцами техники. Конфликты, как правило, удаётся погасить. Нынешняя уборочная страда, которая разворачивается на полях области, исключения не составит.

«Кто разумно подходит к вопросам переброски сельхозтехники через железнодорожные пути, а больше всего автомобильные дороги, – излагает свою точку зрения заместитель председателя правительства – министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александр Чепухин, – у того таких проблем никогда не было, нет сейчас и, надеемся, не будет в будущем. Я работал руководителем сельхозпредприятия и отлично понимаю, как всё происходит и как всё надо делать».

Министр считает, что, прежде всего, никогда не надо отпускать механизаторов одних при переездах с одного поля на другое, даже если им не потребуется пересекать какую-либо трассу. Всегда должен быть сопровождающий. Если есть машина с мигалкой, вы можете практически беспрепятственно перегнать комбайны даже через железнодорожные пути. Не было случаев, чтобы ГИБДД кого-то за это наказала, потому что видит, что всё сделано по правилам: комбайны под присмотром, дорога перекрыта правильно, пересечение прошло по всем правилам.

Что касается передвижения сельхозтехники по дорогам, в том числе и федеральным автотрассам, действительно, требуется разрешение. Его лучше оформить заблаговременно, на три месяца, то есть на весь сезон уборки урожая. Как это делает, например, такая крупная компания, как бывший «РуснРусСантимир», ныне «Анама – Агро», которая работает в четырёх районах и, соответственно этому, часто перегоняет свою технику.

Понятно, что необходимо получать разрешение для передвижения техники до начала полевых работ. Это тем более важно, что потребность в передвижениях возникает чаще всего, спонтанно, например, с поля, где идёт сильный дождь, надо срочно перебросить технику на другой участок для уборки, где дождя не было и не ожидается. Учитывая, что прогнозы здесь невозможны, разрешениями на один день ничего не сделаешь: они нужны обязательно на три месяца.

Сказанное относится и к пересечению дорог, которое тоже считается передвижением. Как решить и этот вопрос, уже сказано. А чтобы не оставалось каких-либо сомнений и опасений, то можно привлечь к присутствию на пересечении трассы начальника сельхозуправления данной территории. Он не только хорошо знает местные дороги, но и сотрудников ГИБДД района. Это обстоятельство, а также строгое соблюдение предписанных законом правил и требований, поможет избежать лишних проблем.

Виктор Никитин