Все больше российских банков дрейфуют в сторону социальных сетей, открывая свои странички в «Фейсбуке», «Одноклассниках», «ВКонтакте» и т.д. Беда, однако, в том, говорят эксперты, что большинство финансовых структур не знают, зачем им это надо.

Как правило, деятельность банков в сетях сводится к общению с клиентами, ответам на их вопросы или претензии, разъяснениям условий договоров кредитования и проч.

Таким образом финансисты предотвращают, как им кажется, конфликты на их начальной стадии. Информации о том, повышают ли они, и на сколько, тем самым эффективность работы финансового учреждения, в открытых источниках нет. Комментаторы подозревают, что на эффективности такое общение никак не сказывается, а в перспективе вообще может грозить банкам проблемами.

Дело в том, что для российских интернет-пользователей сеть является в большей степени средой, где они развлекаются, и в меньшей, где занимаются делом. Рассказать какую-нибудь хохму, написать реплику на чужую хохму и поставить смайлик, выставить собственное фото, сделанное где-нибудь на Мальдивах, и насладиться восторгами «френдов», показать своего ребенка, каким он стал к году и двум месяцам, наехать на недругов – вот круг интересов обитателей сети.

Под настроение этого круга автоматически, то есть волей-неволей, попадает и общение с банками.

Доля тех, кто через интернет берет кредиты или открывает вклады, в России по-прежнему мала. «Большинство наших сограждан, несмотря на бурное проникновение интернета в жизнь, все еще продолжают толкаться в очередях к операционистам в банковских офисах», – цитирует журнал «Профиль» одного из финэкспертов. В стране до сих пор есть регионы, где абсолютное большинство жителей ни разу в жизни не осуществляли платежи через интернет, хотя с банками имеют дело едва ли не девять из десяти. Практически поголовно клиентами банков являются, например, пенсионеры, и они же составляют наименее компьютеризированный контингент населения. Уходя в соцсети, банки, таким образом, уходят от этой части своих вкладчиков.

И доля интернет-банкинга имеет тенденцию к снижению. В частности, из-за законодательного крена в сторону закрывания всего и вся и контроля над интернет-сообществом. Тот же «Профиль» отмечает, что с мая этого года «вступили в силу поправки в антитеррористическое законодательство, согласно которым переводы с помощью мобильных кошельков стали возможны только для идентифицированных пользователей». И в Ульяновске, например, уже возникли сложности даже с оплатой услуг интернета, которых поправки вроде бы не коснулись. То есть у тех банков, которые в этих условиях решат максимально уйти в сеть, существуют очень большие риски, говорят эксперты.

Сергей Поленов