«Против системы не попрешь», так говорят обыватели, столкнувшись с государством, и, как правило, смиряются. Но как быть, если чьи-то необоснованные обвинения делают из тебя преступника, а принятое несправедливое решение ставит крест на карьере?

Идти против системы. Что и делает жительница Старомайнского района Ирина Илюшкина, пытающаяся через суд доказать незаконность своего увольнения «по статье» руководством Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Ульяновской области.

Спокойная жизнь Ирины Илюшкиной, девять лет проработавшей в Чердаклинском отделе (Чердаклинский и Старомайнский районы) Управления Росреестра, закончилась 24 марта этого года.

Как следует из материалов судебного дела, в тот день при проведении правовой экспертизы поступивших бумаг она обнаружила поддельные подписи в принятых сотрудницей ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» документах. В соответствии с инструкциями Илюшкина подала докладную записку своему руководству с просьбой принять меры к нерадивому работнику кадастровой палаты.

Однако вместо сообщения о результатах рассмотрения обращения 8 апреля из ФГБУ в Управление Росреестра поступило сообщение с приложенными докладными записками двух сотрудниц ФГБУ, где говорилось о том, что якобы Илюшкина на своей флеш-карте подготавливает для одного из местных риэлторов договоры куплипродажи недвижимости. Следом руководством Управления был подготовлен приказ о проведении в отношении Илюшкиной служебной проверки. Начался поиск улик, в котором было задействовано несколько сотрудников Управления.

При проверке служебного компьютера и флеш-карты Илюшкиной текстовых файлов-договоров обнаружено не было.

Однако проверяющие на этом не успокоились – в нарушение элементарной этики они потребовали предъявить им для проверки домашний компьютер. Из акта обследования домашнего ПК следует, что «с помощью ПО Total Commander был произведен поиск текстовых документов по ключевому слову «договор». Файлов с указанным ключевым словом на жестком диске компьютера не обнаружено». Вместе с тем проверяющие указали на полное совпадение найденных файлов с четырьмя договорами из архива Росреестра. Так что и с чем сравнивали «сыщики»?

Тем не менее столь странный акт стал основанием для издания приказа Управления Росреестра от 23.04.2014 года №111-К «О применении к Илюшкиной И.В. взыскания за коррупционное правонарушение, которым к Илюшкиной применено взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия…».

– Налицо нарушение процедуры увольнения, – говорит адвокат Исхак Набиуллин. Согласно Федеральному закону №273 «О противодействии коррупции», при совершении коррупционного правонарушения материалы должны быть направлены руководством в комиссию по соблюдению требований по служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Вместо этого материалы проверки были переданы непосредственно руководителю, который и принял решение о применении взыскания и увольнении, руководствуясь, видимо, только своими личными умозаключениями. При этом руководитель имеет право личным распоряжением увольнять подчиненных, однако в случае возникновения конфликта интересов это касается только сотрудников, обладающих распорядительными функциями, то есть замов. Илюшкина такими функциями не была наделена, выполняя указания руководителя отдела. В этом смысле абсурдными выглядят обвинения в адрес Илюшкиной в том, что она якобы регистрировала только те документы, которые ей было «выгодно».

Не согласная с обвинениями в свой адрес Илюшкина обратилась в суд с требованием изменить запись в трудовой книжке на «Уволить по собственному желанию» (ранее ею было подано соответствующее заявление).

«Дело было передано на рассмотрение судье, которая в прошлом была мировым судьей в Старомайнском районе,а ее родной брат занимается риэлторской деятельностью», – говорится в апелляционной жалобе Илюшкиной. Посчитав, что судья является заинтересованной в определенном исходе дела, истица направила заявление о ее отводе, но, по ее словам, получила необоснованный отказ. В итоге в исковых требованиях Илюшкиной было отказано.

«Вместо оценки доказательств, как того требует ст.67 ГПК РФ, суд переписывает доводы, изложенные в отзыве ответчика, причем с теми же ошибками, – говорится в апелляционной жалобе. – Судья не в совещательной комнате принимала решение после выступления сторон в прениях, а выслушала прения лишь формально, поскольку решение, возможно, было изготовлено ею заранее. Об этом свидетельствует то, что мой представитель в ходе судебного заседания уточнил первоначальные исковые требования, однако это уточнение не нашло своего отражения в тексте решения».

– Конфликт интересов подразумевает наличие, как минимум, двух сторон. Сотрудники Росреестра, проводившие служебную проверку, назвали только одну сторону – меня, вторая так и осталась неизвестной. Какихлибо доказательств совершения коррупционного правонарушения Росреестром так и не было представлено. Как не доказан и факт получения мною незаконных доходов, – говорит Ирина Илюшкина. – Согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ответственность наступает не за какие-либо подготовительные действия, а именно за действия (бездействие), приведшие к конфликту интересов. В моем же случае работодатель применил меры дисциплинарного взыскания за потенциальную (гипотетическую) возможность наступления конфликта.

То, что районный суд закрыл глаза на явное нарушение процедуры увольнения, Ирина Илюшкина объясняет влиятельностью фигуры ответчика.

– Руководитель Управления Росреестра до недавнего времени возглавлял Управление Судебного департамента при Верховном суде РФ в Ульяновской области, что, по идее, должно было бы гарантировать соблюдение норм законодательства. Но на деле все происходит наоборот, – сетует Ирина Илюшкина. – По этой же причине адвокаты Ульяновской области не берутся замое дело. Поэтому мне пришлось прибегнуть к услугам защитника, не состоящего в региональной адвокатской палате. Возможно, мне так и не удастся найти справедливость в области, но я собираюсь идти до конца. Судя по всему, понимает это и руководство Управления, лихорадочно ища доказательства моей виновности, инициируя через прокуратуру проверки в кабинетах КУМИЗО (комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям).

Редакция газеты «Симбирский курьер» намерена отслеживать судьбу этого дела и рассказать о его исходе своим читателям.

Виктор ВАСИЛЬЕВ