На фоне стремительного падения продаж новых автомобилей в России наблюдается увеличение количества сделок на вторичном авторынке.

Всегда успешный для автодилеров весеннее-летний период в этом году оказался провальным. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в первом полугодии 2014 года российский автомобильный рынок снизился на 7,6 процента к 2013 году (всего за шесть месяцев продано 1 229 839 автомобилей). При этом падение увеличивается от месяца к месяцу. К примеру, если в мае продажи новых автомобилей в России снизились на 12 процентов, то в июне падение составило уже 17,3 процента.

По прогнозам, продажи во второй половине года будут на уровне 1,2 миллиона единиц, что эквивалентно понижению на 16 процентов по сравнению с тем же периодом 2013 года.

Падение продаж показывают все популярные в России марки автомобилей отечественного и импортного производства. Ситуацию поотдельным маркам дилеры называли «близкой к катастрофической». Так, продажи Renault в РФ в июне снизились на 13 процентов, Ford – на 53 процента, Citroen – на 49 процентов, Honda на 54 процента, Peugeot – на 48 процентов, Chevrolet – на 47 процентов. В конце июня ассоциация «Российские автомобильные дилеры» отправила в Минпромторг РФ письмо с предложением возобновить программу льготного автокредитования для поддержки рынка, полагая, что только господдержка может спасти автопроизводителей и дилеров от краха.

Не лучше себя чувствуют и отечественные автопроизводители. На АвтоВАЗе ожидают падения спроса на свои машины в 2014 году не менее чем на 14 процентов, в ОАО «УАЗ» заявляют, что за первые шесть месяцев продажи упали на 23,7 процента по сравнению с прошлым годом.

Столь удручающая ситуация оказала свое положительное влияние на рынок продаж подержанных автомобилей. Аналитики ожидают, что рост в этом сегменте составит около 10 процентов по отношению к прошлому году. По словам специалистов, столь резкому росту сделок на вторичном рынке именно в этом году поспособствовало и увеличение стоимости новых автомобилей (в 2014 году подорожание может составить более 15 процентов к уровню прошлого года).

Поэтому россияне вынуждены рассматривать предложения на «вторичке», где цены растут в разы медленнее (не более семи процентов в год).

Еще одним фактором стало завершение государственной программы субсидирования потребительских кредитов на покупку новых автомобилей, которая действовала в прошлом году и распространялась на автомобили стоимостью не выше 750 тысяч рублей.

– Рынок купли-продажи подержанных автомобилей развивается циклически. Рост продаж новых автомобилей наблюдался в 2009-2011 годах. Эти машины, прослужившие своим хозяевам три-пять лет (именно таков сегодня средний возраст авто в России), сейчас в массовом порядке и выставляются на продажу, – говорит аналитик авторынка Станислав Ельцов.

Средняя стоимость подержанной иномарки в России в 2013 году составила 502645 рублей (снизилась на 3,1 процента по сравнению с 2012 годом), отечественного авто – 158197 рублей (рост на 8,7 процента по сравнению с 2012 годом).

Рост цен на отечественные подержанные автомобили связан с тем, что на вторичном рынке возросло количество продаваемых LADA Samara, более дорогих по сравнению с классическими моделями АвтоВАЗа. При этом доля отечественных авто в общих продажах сохранилась на прежнем уровне и составила 14 процентов.

Среди моделей самым продаваемым б/у автомобилем второй год подряд является Ford Focus. Далее следуют: Volkswagen Passat, Renault Megane, LADA 2115, Nissan Almera, LADA 2114, Mitsubishi Lancer, Opel Astra, LADA 2112 и Volkswagen Golf.

Самым популярным кузовом остается седан (44 процента продаж), на втором месте – хэтчбек (22 процента продаж), доля вседорожников, включая кроссоверы, составила 13 процентов.

Доля проданных автомобилей с механической трансмиссией составила 55 процентов, с автоматической, включая вариаторную и роботизированную коробки передач, – 45 процентов. 84 процента от проданных легковых автомобилей составляли машины с бензиновым двигателем, 16 процента – с дизельным. Среди типов привода безусловным лидером является передний. Таких продано 81 процент автомобилей, с полным – десять процентов, с задним – девять процентов.